КАЗАНЬ ДАЛА ФРОНТУ БОЛЕЕ ДЕСЯТИ ТЫСЯЧ БОМБАРДИРОВЩИКОВ

23 марта в музее истории Казанского авиационного производственного объединения имени С.П.Горбунова прошли очередная встреча журналистов с ветеранами КАПО и пресс-конференция с руководством предприятия, посвященные 60-летию Победы.

news_top_970_100

А началось все с замечательной экскурсии по заводскому музею, которую провела его директор - Людмила Стежко. Она поведала, что КАПО им. С.П.Горбунова является одним из старейших авиапредприятий России. Его история началась еще 14 мая 1927 года, когда в Москве был организован авиационный завод №22, который выпускал самолеты А.Н.Туполева - АНТ-3, АНТ-4, АНТ-5, АНТ-9 и другие. А в Казани в 1932 году началось строительство другого авиазавода - №124, где в 1934 году выпустили первый деревянный моноплан КАИ-1, а затем крупнейший самолет АНТ-20 «Максим Горький». В 1936 году в нашем городе был запущен в производство бомбардировщик ДБ-А, а в конце 40-го принято решение о серийном выпуске пикирующего бомбардировщика Пе-2, первый экземпляр которого был сдан заказчику 1 мая 1941 года.

Когда началась война и создалась реальная угроза приближения фронта к Москве, завод №22 был эвакуирован в Казань, и его слили с нашим заводом, присвоив общий номер - 22-й. С первых дней коллектив начал клепать пикирующие двухмоторные бомбардировщики Пе-2 и дальние четырехмоторные Пе-8, которые уже в первые месяцы войны бомбили Берлин и другие немецкие города. А всего в годы Великой Отечественной войны здесь выпустили более 10,5 тысячи этих грозных боевых машин, которые громили врага на всех фронтах, снискав славу казанским авиастроителям.

Побеседовали журналисты и с теми, кто ковал Победу в цехах и на стапелях завода №22. Еще подростками пришли на завод Михаил Федорович Мамакин, Халиса Зиннатовна Мухаметзянова, Геннадий Филиппович Депутатов, Юрий Николаевич Шикалев, Музип Махмутович Гатауллин, Асхат Ибрагимович Хайбуллин, Нурми Хайрутдинович Гимаев. Но несмотря на свой нежный возраст, они и их многочисленные товарищи вкалывали не хуже взрослых, выполняя по две-три нормы, не покидая завод сутками. Они работали и за тех, кто ушел на фронт, - за отцов и старших братьев, приближая долгожданную Победу.

С конвейера КАПО в то время сходило по 10 - 12 боевых машин в сутки! Когда в 1943 году тут побывал советник президента США Рузвельта г-н Нельсон и увидел, какими темпами строят бомбардировщики в Казани, он был очень удивлен и растроган тем, что на клепке работают женщины и подростки. «Такую страну победить невозможно», - сказал высокий гость. И был абсолютно прав, что и было доказано 9 мая 1945 года.

Радует, вселяет надежду и сегодняшний день ФГУП «Казанское авиационное производственное объединение имени С.П.Горбунова». Как отметили на пресс-конференции заместители генерального директора по маркетингу и кадрам Ильдар Мингалеев и Юрий Дьячков, портфель заказов на современный авиалайнер Ту-214, который пришел на смену знаменитому казанскому Ил-62, сформирован до 2009 года. Кстати, одна из таких машин будет закуплена и для Президента России. Активную работу ведут здесь и по подготовке к производству регионального самолета Ту-324 и среднего транспортного самолета Ту-330, которые также отвечают лучшим мировым стандартам.

Двигаться вперед крылатому племени казанских авиастроителей помогают славные трудовые и боевые традиции. Как сказала председатель совета ветеранов КАПО Римма Белова, сегодня на учете в этой организации стоят более 10 тысяч человек, из которых 350 участников войны и более 3 тысяч - труженики тыла. Честь и хвала и им, и всем, кто в разные годы трудился и трудится на этом знаменитом заводе сегодня!

Владимир МУЗЫЧЕНКО.

news_right_column_240_400