То, что наш город именно сегодня находится на перекрестке исторических перемен, было ясно практически всем участникам состоявшейся на днях XV сессии Казанского Совета народных депутатов.
И дело не только в приближающемся с каждым днем 1000-летнем юбилее столицы Татарстана, о чем много говорили и присутствовавший на сессии премьер республики Рустам Минниханов, и мэр Казани Камиль Исхаков, и многие народные избранники. В городе стремительно меняются инфраструктура и качество жизни, проводится впечатляющая даже по общероссийским масштабам основанная на экономической модели реформа ЖКХ.
Перемены идут непросто - социальных издержек, увы, хватает. Но все же основные итоги социально-экономического развития за прошлый год говорят сами за себя: столица является лидером экономического подъема республики, оттеснив на второй план традиционную сырьевую "житницу" - нефтяной юго-восток, и центр переработки черного золота Нижнекамск. Объем валового территориального продукта Казани достиг почти 100 миллиардов рублей и превысил 40 процентов от ВРП Татарстана. Объемы промышленного производства увеличились до 45 миллиардов рублей. А по темпам роста индустрии (76,5 процента) Казань обогнала Санкт-Петербург и Москву.
Один из самых впечатляющих показателей - объем собранных на территории столицы налогов. В бюджеты всех уровней город аккумулировал в минувшем году 22 миллиарда рублей (сравните с размером консолидированного республиканского бюджета), получив при этом в собственную казну на нынешний год всего 16,8 процента от уплаченных гражданами и предприятиями податей. Известно, что рост налогооблагаемой базы - один из важнейших признаков не только количественного (можно много производить, балансируя на грани убыточности, как КамАЗ), но и качественного благополучия экономики. Поэтому понятно недоумение мэра, бросившего премьер-министру:
- Получается, чем лучше мы работаем, тем больше у нас отбирают Россия и республика. И это у города, до юбилея которого осталось 2,5 года...
Характерно, что в отличие от многих индустриальных центров России промышленный подъем сопровождается в Казани и впечатляющим ростом уровня жизни населения. В минувшем году на 19 процентов увеличились реальные денежные доходы горожан, на треть - размер средней заработной платы. Ровно на столько же "разбухли" и банковские вклады казанцев, достигнув 8,7 миллиарда рублей. Точнее всего о росте благосостояния говорят следующие цифры: одной валюты наши земляки купили на 3,2 миллиарда рублей, приобрели более 5 тысяч автомашин, почти 14 тысяч квартир (вместо 3836 в 2000 году). Причем на вторичном рынке - 10375 квартир (в 2000-м - 1442). Известно, что именно бум на вторичном рынке жилья свидетельствует о реальном возрастании численности среднего класса, а также стимулирует общие темпы строительства: второй год подряд в Казани вводят по 600 тыс. кв. метров жилья в год (по всей республике - лишь 1,5 миллиона). На душу населения казанцы получают жилья больше, чем "социально продвинутые" москвичи или петербуржцы.
Бурный экономический рост порождает и немало проблем. На последней сессии Казанского Совета об этом говорили много. По сути нормативы формирования казанской казны, разработанные татарстан-ским правительством, не соответствуют ни экономическому потенциалу города, ни его статусу республиканской столицы. Бюджетный голод одного из самых богатых регионов Татарстана приводит к хроническому дефициту средств на жизненно необходимые цели: капитальный ремонт жилого фонда, объектов соцкультбыта. Похоже, нужно было грянуть грому - обрушиться многоквартирному дому на ул. Н.Ершова, и уже совсем недавно, в феврале, рухнуть части несущих конструкций жилого здания на ул. Парижской Коммуны, чтобы республиканские власти хотя бы на словах вспомнили о необходимости централизованного финансирования капремонта жилья в собственной столице. Общий недоремонт жилого фонда в Казани достиг критической отметки в 6,4 миллиарда рублей, из-за недостатка средств комплексный капремонт не проводится в 2465 домах, что составляет более половины жилого фонда города, под угрозой обрушения - 36 зданий.
По мнению народных избранников, необходимо срочно разработать комплексную программу реконструкции жилого фонда столицы Татарстана. Средства на ее осуществление город мог бы изыскать и сам, если бы ему оставляли большую толику из тех 22 миллиардов рублей, которые Казань собирает в качестве налогов. Но поскольку республика не идет на пересмотр нормативов отчислений в пользу столицы, остается уповать лишь на централизованное финансирование из Кремля. А чтобы трагедии, подобные случившейся на ул. Н.Ершова, не повторялись, казанские власти бросают скудные финансовые резервы на комплексный мониторинг тысяч жилых домов, проводят пожарный ремонт на десятках объектов.
Реформа ЖКХ, строительство метрополитена - эти и многие другие непростые проблемы оказались в центре внимания депутатов на последней сессии. В какой-то мере их можно назвать вызовами времени - город поднимается на качественно новый уровень самоорганизации муниципальной жизни. А после ожидаемого в мае принятия Госдумой РФ в третьем чтении закона "Об общих принципах организации органов местной власти и самоуправления" Казань непосредственно приступит к формированию муниципалитета. Изменится вертикаль республиканского подчинения, после муниципальных выборов 2004 года город получит новые финансовые потоки, но неизмеримо возрастет и ответственность его властных структур перед населением. В корне изменятся межбюджетные отношения. Ко всему этому нужно готовиться уже сегодня. Поэтому и активно обсуждаемая сейчас населением и специалистами Стратегия социально-экономического и пространственного развития Казани до 2015 года должна быть разработана скрупулезно, но оперативно, подчеркнул под занавес сессии Камиль Исхаков.
Дмитрий ВИШНЕВСКИЙ.