Окончательные итоги года подводить рано (обычно это делается в феврале), но уже сегодня ясно, что столица Татарстана обошла большинство российских городов-миллионников по темпам экономического роста.
Достаточно сказать, что в минувшем году Казань, не имея (кроме «Оргсинтеза») никакой нефтеперерабатывающей индустрии, произвела 41,3 процента валового регионального продукта Татарстана. На территории города консолидировано более 22 млрд. рублей налоговых поступлений.
Все это подтверждает, что в экономике столицы Татарстана сохраняется достигнутая за последние годы положительная динамика развития. В производственной сфере промышленным гигантам города (КАПО, КВЗ, «Оргсинтезу», «Красному Востоку») удалось обеспечить запланированный рост объемов производства товаров и услуг. Валовый территориальный продукт Казани увеличился до 104,5 млрд. рублей, что на 10 процентов больше, чем в 2002 году.
За счет чего достигнут столь впечатляющий экономический рост? Прежде всего благодаря инвестициям частных корпораций, банков и промышленных групп. В целом объем коммерческих инвестиций превысил 3,8 млрд. рублей. Это на 11 процентов больше, чем было вложено в казанскую экономику в 2002 году. Так, один «Эдельвейс» отстегнул на реконструкцию пивоваренного производства более 750 млн. рублей, «Оргсинтез» раскошелился на 404 с лишним миллиона целковых на техперевооружение нефтехимического производства. Казанский вертолетный завод тоже не поскупился - в производство вертолетов «Ансат» и «Актай» инвестировано 146 млн. рублей, даже далеко не благоденствующее в финансовом плане КМПО изыскало почти 90 млн. рублей на выпуск авиадвигателей НК-93.
Какие экономические инструментарии были задействованы для того чтобы Казань в отличие от ближайших «конкурентов» (Самары и Нижнего Новгорода) сумела добиться роста? Специалисты комитета по экономике и промышленности администрации города полагают: большинство крупных промышленных предприятий пользовались достаточно доступными и льготными банковскими кредитами, были сделаны крупные инвестиции в энергосберегающие технологии (335 с лишним млн. рублей), увеличились федеральный и муниципальный заказы.
Больше всего вырос федеральный заказ (в 1,3 раза). Только в КАПО им. Горбунова он превысил 1,9 млрд. рублей, на ГУП «Казанский завод «Электроприбор» - 278 млн., на КВЗ - 206 миллионов, по «Каздорстрою» - 442 млн. рублей. В рамках муниципального заказа объемы поставок продукции, выполнения работ и услуг перевалили за 7,5 млрд. рублей (рост на 123 процента). В том числе по одному КДСК размах строительства и поставок стройматериалов превысил 1,2 млрд. рублей, по акционерному обществу «КМИЗ» - 65 млн.
В рамках развития энергосберегающих технологий повышенное внимание уделялось жилищной сфере. Здесь в минувшем году установлено 3,9 тыс. общедомовых узлов учета и 204 тыс. квартирных приборов учета энергоресурсов и воды, что составляет 60 и 25 процентов от потребностей. Да и на объектах бюджетного комплекса Казани количество приборов учета энергии и воды выросло на 754 аппарата. В том числе установлено 170 счетчиков тепла, 541 счетчик воды, 43 счетчика газа. Потребности бюджетной сферы столицы Татарстана в энергосберегающей аппаратуре удовлетворены на 21,4 процента, по приборам учета водных ресурсов - на 28 процентов.
Говоря о развитии столичной экономики, нельзя не упомянуть о создании республиканского гиганта, холдинга «Связьинвестнефтехим». Ему были переданы госпакеты акций, в том числе и многих ведущих казанских корпораций - 25 процентов ценных бумаг «Оргсинтеза», 40 процентов акций Казанской ГТС, почти треть акций «Ак Барс» банка, 100 процентов ценных бумаг «Татхимфармпрепаратов». Специалисты неоднозначно оценивают возникновение суперхолдинга - с одной стороны, считается, что консолидация госпакетов татарстанских компаний, отличающихся низкой капитализацией, исключит их распродажу по символическим ценам. С другой - поставленные перед фактом частные акционеры и менеджеры ведущих корпораций выразили сомнение по поводу эффективности инвестиционной политики монстра-монополиста: гендиректор суперхолдинга Валерий Сорокин однозначно отверг возможность привлечения вкладчиков под залог акций (аналитики считают, что этот путь является наиболее перспективным для крупных компаний). Да и эффективность управления и прибыли при монополистическом объединении, как правило, значительно снижаются.
Понятно, что при создании «Связьинвестнефтехима» власти преследовали благие цели: рост экономики республики в последние годы замедляется, Татарстан начинает отставать от соседних регионов (об этом предпочитают умалчивать) - новый картель и должен, по мысли его создателей, подстегнуть экономическое развитие. Но как его деятельность скажется на положении Казани, сегодняшнего хозяйственного лидера РТ, весьма проблематично.
Подъем экономики столицы Татарстана не мог не сказаться на развитии социальной сферы - всего возведено социальных объектов на 9,5 млрд. рублей (113 процентов к уровню 2002 года), в том числе - 600 тыс. кв. метров жилья. Продолжаются интенсивные работы и на строительстве Казанского метрополитена. Несмотря на трудности с финансированием (республика в отличие от федерального центра практически прекратила выделение средств), идет прокладка тоннелей и возведение станций «Площадь Тукая», «Суконная слобода», «Аметьево», перегонного тоннеля «Пл. Тукая - ст. Кремлевская», электродепо.
Для увеличения быстроты транспортного обслуживания проложена троллейбусная линия по проспекту Ямашева от ул. Декабристов до ул. Короленко. Это позволило открыть новый кольцевой маршрут №17, соединяющий практически все районы города.
К неутешительным итогам минувшего года можно отнести резкое сокращение строительства объектов здравоохранения, физкультуры и спорта. Объем выполненных работ составил всего 77 процентов к уровню 2002 года. Да и этот показатель во многом достигнут благодаря возведению дорогостоящих Баскет-холла и аквапарка.
Удастся ли Казани сохранить положение экономического локомотива Татарстана? Сегодня, увы, это вызывает у независимых экспертов серьезные сомнения - власти республики с каждым годом ужесточают политику финансового «выжимания» собственной столицы. Если в 2002 году город оставлял себе 22 процента аккумулируемых на его территории налогов, в минувшем - 17, то в 2004 году казанский бюджет будет располагать лишь 12 процентами фискальных сборов. Казань действительно вышла на новый уровень экономического развития. Удастся ли удержаться на нем и подняться еще выше - вот в чем вопрос...
Дмитрий ВИШНЕВСКИЙ.