Казанская книжная сказка Путешествие в лучшую детскую библиотеку-мечту

Почему мы перестали быть самой читающей страной в мире? Как заинтересовать ребенка чтением? Ответы на эти непростые вопросы «КВ» попытались узнать, побывав в гостях у людей, посвятивших жизнь тому, чтобы быть проводниками юных читателей в волшебный мир литературы, - в казанской детской библиотеке №45, одной из лучших в городе.

news_top_970_100

Экскурсия

Первым приятным открытием, бросающимся в глаза с порога этого храма книги, было то, что привычного порядка и тишины здесь нет и в помине. Дети чувствуют себя очень свободно и раскрепощенно в многочисленных залах и коридорах, общаются и смеются. Одни только книжные стеллажи с произведениями для самых маленьких, выполненные в виде паровозиков, настраивают на задорный лад. Сразу видно, что книга здесь не вещь, а способ познавать мир.Помимо читальных залов и зала периодики ребята проводят свой досуг в литературном кафе, где они могут немного подкрепиться, почитать, заняться рисованием. Отдельного внимания заслуживает небольшой, но очень уютный актовый зал, где расположился театр детской книги. А еще здесь небольшой, но очень насыщенный экспонатами историко-краеведческий музей, посвященный поселку Савиново. Отдельного упоминания заслуживает техническое оснащение библиотеки: современные компьютеры с выходом в интернет, интерактивная доска, мультимедиапроектор, аудиоаппаратура. Но без людей никакая техника и хорошее помещение не могут стать залогом успешной работы библиотеки, считает заведующая Эмма Блохина.

Секрет

- Вашу библиотеку называют одной из лучших в городе. В чем секрет?

- В первую очередь это модульная система. Ядром ее, безусловно, является собственно библиотека, но помимо нее существуют дополнительные модули: центр развития речи «Говорушечка», школа внеклассного чтения и театр детской книги. «Говорушечка» - центр по развитию речи для дошкольников. Его главная цель - с малых лет привить любовь к чтению. На первых порах малыши сами не умеют читать, с ними проводят речевые занятия, читают вслух, разучивают стихи и скороговорки, играют в развивающие настольные игры. «Говорушечка» работает в тесной связи с театром детской книги, где ставятся сценки и пантомимы. Особенно это полезно для стеснительных детей. По итогам каждого месяца устраиваем праздники. Дошкольники привыкают выступать перед публикой.Следующий модуль - школа внеклассного чтения, где занимаются школьники с первого по четвертый класс. Думаю, мы будем продолжать заниматься с ребятами и после того, как они перейдут в среднюю школу.  Здесь знакомим ребят с классикой детской литературы, проводим литературные семинары, где они выступают с докладами. Особенной формой организации мероприятия является библиокешинг - веселый литературный квест. Также мы ежегодно участвуем в международной акции «Библиосумерки» (аналог «Библионочи» для взрослых), устраивая большой литературный праздник.С декабря прошлого года у нас в штате появился детский психолог.  С его появлением мы открыли школу для родителей, на занятиях которой обсуждаются проблемные семейные ситуации.  Результат был бы невозможен без тандема школа - библиотека. Мы взаимодействуем со многими близлежащими школами. Очень радует, что учителя находят время посещать библиотеку вместе с учениками. Это очень важно, учитывая, что во многих школах в программе осталось только два урока литературы в неделю.- Что главное в вашей работе?

- Это системность. Никакая разовая акция не способна в достаточной мере привлечь внимание детей к чтению. Только планомерная и регулярная работа может дать хороший результат. А она возможна, повторяю, лишь в тандеме школа - библиотека. Никакого ноу-хау у нас нет. Мы следим за работой иностранных коллег, но с уверенностью могу сказать, что все их инновации известны и практикуются в российских детских библиотеках еще с советских времен.- Заметен ли результат вашей работы: читают ли дети больше?

- Безусловно. По нашей статистике ребята, посещающие школу внеклассного чтения, в течение учебного года пользуются библиотечным абонементом в среднем тридцать раз.- В библиотеке много современного оборудования. Не отвлекает ли оно от главного - книг?

- Ни в коем случае. В нашей работе техника только дополняет, но не заменяет книги. Например, прочитав сказку, мы после этого можем посмотреть с ребятами мультфильм по ее мотивам, попутно сравнив их. Здание устроено в соответствии с принципами доступной среды. Входная группа оборудована пандусом. А в библиотечных фондах хранится большое количество литературы, отпечатанной шрифтом Брайля, и аудиокниг. - Часто ли пополняется библиотечный фонд новыми книгами? Возникают ли с этим проблемы и откуда финансирование?

- Не можем пожаловаться на то, что фонды редко пополняются. Это происходит несколько раз в год, практически каждые два месяца. Финансирование поступает из республиканского и муниципального бюджетов. Точную сумму назвать не могу, потому что закупкой и распределением литературы занимается отдел комплектования Центральной библиотечной системы. Единственное, чего немного не хватает, - литературы на военно-патриотическую тематику, актуальную в год 70-летия Победы.Все наши занятия бесплатны. Отдельно хотелось бы отметить лидера Татарстана Рустама Минниханова, подарившего нашей библиотеке сертификат на покупку книг на сумму 100 тыс. рублей.

Проблемы

- Какие у вас сложности и о чем мечтает руководитель такой библиотеки?

- Главная сложность - низкие зарплаты. Молодой сотрудник без стажа получает около десяти тысяч рублей. А нам хотелось бы видеть среди наших работников больше молодежи. Опытный сотрудник получает около пятнадцати тысяч рублей, согласитесь, тоже маловато. Нам уже тесновато даже в таком просторном помещении из-за большого количества желающих заниматься. Хотелось бы, чтобы в каждом районе, а в идеале в каждом микрорайоне, существовала такая библиотека.Как у руководителя библиотеки у меня есть маленькая мечта - музей сказки. Такое место дало бы большой простор для визуализации и инсценировки литературы.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100