Минуло четверть века с той войны, и уже родились, подросли в Казани дети мирного времени. Именно с помощью ребенка - девочки Матроны - вышла на свет божий чудотворная икона. Покровительницей казанского края, где почитали и Евангелие, и Коран, стала кроткая Мария, а не один из легендарных воителей, как это обычно бывало с городами, взятыми «на копье», то есть силой. Возможно, то был знак, что людям, населявшим эту землю, пора было делать первые трудные шаги к взаимопониманию, учиться жить вместе.
Конечно, у мусульман нет икон, но Мария - Марьям, мать пророка Исы, почитается и в исламе. Замечено, что ни один из смертных людей не упоминается в Коране чаще, чем она. Пророк Мухаммед восхвалял Марьям, сравнивал с ней свою любимую дочь Фатиму, подарившую ему двух внуков и ставшую прародительницей всех потомков пророка, в том числе и ныне здравствующих.
Много храмов в разных городах России и зарубежья посвящено этой великой иконе. Например, православный собор в Гаване, на острове Куба.
Изначальный, обретенный в 1579 году образ хранился в главном соборе Казанского Богородицкого монастыря вплоть до начала ХХ века, поклониться ему шли паломники из всех краев. Икона была утрачена, пропала без вести в 1904 году, когда Россия стояла на пороге революций, социальных потрясений и попытки отказа от традиционных духовных ценностей. Главный собор монастыря был взорван в 30-е годы, на его территории устроили табачную фабрику. Казалось, Казань навсегда отвернулась от своей божественной покровительницы и сияние образа ее померкло.
Какие странные бывают переплетения исторических судеб - португальская деревня, где в 1917 году крестьянским детям явилась Богоматерь, носит название Фатима. Может быть, оно осталось со времен мавров-мусульман, что когда-то правили в тех краях. Там Мария снова обратилась к детям, как некогда к казанской девочке Матроне. О чем говорила Богородица с крестьянскими детьми-пастушатами из деревушки в глухой провинции на западе континента? Ее пророчества, тогда же документально зафиксированные, были о судьбах Европы в ХХ веке - о революции в России, грядущей великой войне... Все сбылось.
Позднее в Фатиме был построен большой паломнический центр, куда верующие со всего мира едут поклониться месту явления Богоматери. Именно там нашла свое пристанище икона, в революцию вывезенная из России и долго блуждавшая по миру. Этот список с изначальной иконы многие христиане, православные и католики, считали чудотворным, почему он и был выкуплен у временных владельцев в Америке и перевезен в храм Фатимы. Папа Римский Иоанн Павел II высоко ценил этот образ, взял его из Фатимы в свои римские покои и долгие годы молился перед ним, икона хранит его прикосновения. Понтифик считал свое спасение во время покушения террориста на его жизнь связанным с покровительством Богоматери.
Когда руководство РПЦ вместе с делегацией из Казани подняли вопрос о возврате иконы в Россию, переговоры шли сложно - Папа как глава католической церкви при всей своей доброжелательности не хотел упускать случая добиться от РПЦ некоторых дипломатических уступок. Но незадолго до кончины все же передал икону в Россию и тем показал, что христианин в нем победил политика, недаром человечество признало его выдающимся, если не великим Папой, а многие считают святым.
И снова странное историческое переплетение: икона вернулась в Россию благодаря поляку Павлу Войтыле, ставшему Папой Римским. Он был большим патриотом своей родной страны, которую с Россией исторически связывали непростые отношения. Ведь 4 ноября, день почитания Казанской иконы Богоматери, - это, собственно, день победы, день освобождения Москвы народным ополчением от польских оккупантов в 1612 году. В составе ополчения воевали и полки из Казани - русские и татарские. Вдохновляли войска послания патриарха Гермогена, которые он сумел переслать, находясь в заточении у польских захватчиков за отказ выступить на их стороне. В заточении он и погиб. Когда-то именно Гермоген во время своей службы в Казани в скромном сане священника участвовал в обретении чудотворной иконы. И вот теперь знаменем ополчения, символом сплочения земель российских, преодоления внутренней смуты ради спасения страны стал тот самый образ. Все получилось, польских оккупантов изгнали. И недаром уже в наши дни новым российским праздником - Днем народного единства, стал именно этот многозначный день: 4 ноября.
Однако Павел Войтыла, мудрый понтифик Иоанн Павел II, знал: все войны и революции когда-нибудь кончаются, вражда не вечна, не должна быть вечна. Нужно налаживать жизнь, поднимать детей, решать общие проблемы и учиться, учиться жить в согласии, не боясь кажущейся невыполнимости этой задачи. Осмысление истории необходимо не для сведения счетов, но чтобы идти дальше зрячими, стараясь не повторять ошибок. И он отдал икону, столь много значившую для него самого.
Вспомним те летние дни 2005 года, когда икону привезли в Казань и город снова обрел свою святыню. Участвовал в крестном ходе с иконой возглавлявший тогда РПЦ патриарх Алексий, шли религиозные деятели разных конфессий, политики и народ... Все вместе.
Нынче, в день празднования обретения великой иконы 21 июля, в Казань прибыл патриарх Кирилл, и все соберутся снова - на церемонию закладки воссоздаваемого собора Казанской иконы Божьей Матери в Богородицком монастыре, священном месте явления Пречистой Девы, изначальном доме чудотворного образа.
«Рай - у ног Матери», - слова пророка Мухаммеда. Что тут добавить...