Дело было на Центральном рынке вскоре после того, как на всю страну громогласно отрапортовали о ликвидации хадитакташевской бригады, крышевавшей в том числе и "Централку" - на моей памяти, этот рынок "окончательно" освобождали от рэкетиров уже в третий раз.
- Рэкет, говорите? Хватает, - торговавший замками парень боязливо оглянулся и, понизив голос, шепнул: - Приходите ближе к четырем. Я его покажу, Крысу, он будет дань окучивать.
Крыса, вертлявый, похожий на хорька шпингалет, материализовался в торговых рядах как из воздуха - его заметили, когда он уже проинспектировал торговцев посудой и теперь в одиночестве, без всяких "быков", окучивал "скобарей". Трудно было поверить, что этого плюгавенького, "метр с кепкой" недомерка боятся убеленные сединами мужики и здоровенные парни за прилавками. Но все неизменно почтительно здоровались с Крысой за руку и протягивали ему пачки замусоленных бумажек - кто потолще, кто потоньше.
- За тобой должок, три куска, не забыл? - равнодушно бросил Крыса разбойничьего вида кавказцу, предлагавшему посетителям садовые шланги и какую-то слесарную мелочевку. - Шеф велел передать: ждет еще неделю, потом кирдык.
"Абрек" послушно кивнул и извиняющимся тоном залопотал о сокращении оборота. Крыса брезгливо отмахнулся и посоветовал горцу отправляться в таком случае зарабатывать бабки в далекую саклю.
- Неужто никто не пытался восстать против этой обираловки? - наивно поинтересовался я у приятеля, бывшего "базарного" мента, которого, по слухам, поперли их "секьюрити" за то, что он брал с коммерсантов взятки пивом.
- Настоящие бунты поднимали, - хмыкнул переквалифицировавшийся в мелкие продуктовые дилеры страж порядка. - Крысе грузчики не раз морду чистили, даже челюсть ломали, чуть "девятку" не сожгли. Но их много, они на "тачках" и всегда могут собрать бригаду "быков", против которых не то что торговцы - грузчики и менты здешние под ними ходят, дань отстегивают исправно.
- А как же "хадишка" - их же вроде пересажали? И этот деятель с Межлаука, - я назвал кличку местного авторитета, похожую на фамилию известного южноафриканского политика, - его бригаду тоже разогнали?
- Всех не пересажаешь! А разогнали или они сами посдавали ментам конкурентов - вопрос. Здесь, на Центральном, по-умному сферы делят, без громких разборов. Не то что на Московском, где недавно "смотрящего" кончили. Или в Зеленодольске троих стрельнули - так там теперь ОББ на уши всех поставил, 210-ю УК шьют - организацию преступного сообщества. Но это, по-моему, впервые в республике.
Как рассказали торговцы, Крыса не самый крутой, сборы с его участка куда скромнее, чем у тех "лейтенантов", кто стрижет более прибыльную продуктовую коммерцию. Престижнее всего собирать дань с мясных рядов - "десятина" у "баронов" (мафия давно взяла на вооружение методику церковного налогообложения) подскакивает до десятков тысяч целковых в день. Помимо самих "мытарей" в торговых рядах крутятся "экономисты" - более образованные по сравнению с "быками" шестерки, которые периодически отслеживают рентабельность бизнеса и консультируют авторитетов, какой уровень цен (особенно на мясо) выгоднее держать.
Картина беспросветная - а ведь еще во второй половине 90-х управление торговли рапортовало, что с криминалом на казанских рынках покончено. Но как считают сотрудники республиканского отдела по борьбе с бандитизмом, несмотря на громкие процессы последних лет абсолютно все казанские базары по-прежнему находятся под крылом мафии. Именно мафии - правоохранительные органы не раз ощущали мощное давление, когда пытались возбудить дела об оргпреступности на рынках.
- Что ж удивительного? - поделился со мной базарной "политэкономией" крупный коммерсант с Приволжского рынка. - Они ведь не только теневую, но и уровень официальной госдани устанавливают. Сопротивление сегодня почти бессмысленно.
В чем мы и смогли убедиться, покидая на днях Центральный - торговцы с грузчиками на задах комплекса попытались дать еще один бой вымогателям. Но, говорят, были быстро усмирены мафиозным "спецназом". И в качестве наказания будут платить "неустойку" - процентов 20 от привычного "мыта".
Андрей РАССОХИН.