В некоторых городах Татарстана существуют центры, которые отвечают за организацию дорожного движения. Есть такие в Набережных Челнах, Нижнекамске, Лениногорске, Елабуге, Азнакаеве и Зеленодольске. Но, к сожалению, подобного нет в Казани. В результате в столице республики за содержание знаков отвечает администрация района, в котором они установлены, за работу светофоров - МКУ «Автоматизированная система управления дорожным движением», за разметку - организация, выигрывающая тендер. Именно из-за этого, как считают представители Татарстанского отделения ОНФ, в городе появляются знаки, которые запутывают водителей. Сколько в городе знаков, требующих замены, где нужно установить новые, а главное - сколько на это уйдет средств, никто не знает.
О проблеме с неразберихой в установке дорожных знаков в Казани в ходе недавнего круглого стола сообщил эксперт региональной рабочей группы ОНФ Рустем Гарафутдинов. Он рассказал, какие именно знаки вызывают одновременно и смех, и слезы. Их абсурдность очевидна, ведь знаки не должны предупреждать о том, чего не может быть на самом деле. Однако водителям приходится на них реагировать, на несколько секунд отвлекаясь от дороги.
Неверно установленным знакам эксперты ОНФ даже дают названия. Среди них - «Как проехать на авеню?» и «Фотофиксация грязных автомобилей». К первым относятся указатели, призванные помочь проехать к проспекту Победы. Один знак советует ехать прямо. А в нескольких метрах от него установлен другой, утверждающий, что нужно двигаться направо. Как разобраться в этом водителю, особенно если он гость нашего города? Следующая абсурдная ситуация складывается на улице Гафури. Там под знаком «Мойка машин» установлен знак фотофиксации. Хотя обычно предупреждение о съемке соседствует со знаками ограничения скорости, запрета остановки, автобусной полосы и другими. В данном случае, как предполагает Гарафутдинов, «фиксируются грязные автомобили».
Такие знаки можно считать сравнительно безобидными. У кого-то они вызывают нервный смех, у кого-то - вполне понятное негодование. Но в некоторых случаях дело может закончиться штрафом за нарушение правил или даже привести к ДТП.
Так, на улице Вахитова водители могут двигаться по четырем полосам. Однако знак ограничения скорости до 40 километров в час висит только над крайней правой. Очевидно, он распространяется на всю проезжую часть, но его легко не заметить тем, кто движется по крайней левой.
- По правилам применения знаков на дорогах с двумя и более полосами для движения в определенном направлении знак ограничения скорости должен размещаться над проезжей частью. Любой студент юридического института скажет, что составленный на этом участке административный протокол должен быть отменен, - объясняет Рустем Гарафутдинов.
Непростая ситуация складывается и на перекрестке Технической и Тихорецкой. Здесь в одном направлении движения можно ехать по четырем полосам. При этом две правые полосы - второстепенные, а две полосы слева - главные. Об этом говорят установленные над ними знаки. Под всеми этими знаками установлен еще один, указывающий на то, что автомобили на второй и четвертой полосах двигаются по главной дороге. Еще больше можно запутаться на этом перекрестке, если посмотреть на знаки, указывающие направление движения. По ним выходит, что с первой полосы, то есть крайней правой, нужно повернуть направо, со второй - налево, с третьей - направо, с четвертой - налево. Гарафутдинов отмечает, что движение здесь неинтенсивное, а значит, в особом регулировании нет необходимости. К тому же над каждой полосой установлено по одному светофору, что не делает проезд этого участка более понятным. Зато приводит к удорожанию объекта.
- Я запросил у заказчика проект организации движения на перекрестке Технической и Тихорецкой. Однако и в нем нашел порядка 10 нарушений. Далее я обратился в городской комитет по транспорту и республиканское управление ГИБДД. Там сообщили, что за неверное применение знаков исполкому выдано предписание и составлен административный протокол. Отмечу, что проект прошел экспертизу с хорошим заключением. Не понимаю, почему автостраховщики до сих пор не предъявили иски на возмещение ущерба при ДТП, - добавил Гарафутдинов.
В результате из-за отсутствия единого органа, который контролировал бы установку дорожных знаков, светофоров и нанесение разметки, водителям и пешеходам порой приходится ориентироваться на дорогах на свой страх и риск. К слову, проблемы есть и с освещением улиц города. Как уверяет эксперт Татарстанского отделения ОНФ, в Казани необходимо организовать горизонтальное освещение по всей длине пешеходных переходов. Не секрет, что в темное время суток многие водители замечают пешеходов на проезжей части в последний момент, когда избежать столкновения можно только чудом.
Стоит отметить, что среди участников круглого стола были представители исполкома города, отдела ГИБДД Казани, Федерации автовладельцев России и специалисты КГАСУ. Все они поддержали инициативу создания проекта организации дорожного движения. Было решено направить письмо в адрес Президента РТ Рустама Минниханова с предложением создать структуру, которая бы реально занималась обеспечением безопасности на дорогах города.