Казанские поисковики собираются на очередную всероссийскую «Вахту памяти»

Поисковый отряд «Ак Барс» из пяти сотрудников УФССП России по РТ, включая трех девушек, 10 дней августа проведет в лесах Карелии. В годы Великой Отечественной войны там шли тяжелые бои. Корреспондент «Казанских ведомостей» встретилась с помощником руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по РТ Светланой Гришиной.

news_top_970_100

- Светлана, ваш отряд - новичок в поисковом деле. С чего все началось?
- С приглашения. В 2014 году в УФССП по РТ пришло письмо из центрального аппарата службы с предложением принять участие в международной «Вахте памяти». Не все желающие попали в отряд, только те, кто прошел конкурсный отбор. В итоге в

Орловскую область поехали пять сотрудников нашего управления, среди них - три девушки.

- Удивительный отбор, ведь известно, что поиски проходят в условиях, приближенных к экстремальным.
- Ничего удивительного нет. Две сотрудницы управления Юлия Грачева и Елена Торопцева - спортсменки с хорошей физической подготовкой. Меня взяли, потому что есть опыт подобной работы, студенткой состояла в «Снежном десанте» мехмата КГУ.

Прошлый опыт, товарищи, с которыми доводилось выезжать в экспедиции, здорово помогли и в нынешней работе. Это знание архивных документов, выделение опытных поисковиков в помощь и просто дельный совет.

- Жизнь девушек в экспедиции можно сравнить с военными буднями, только взрывы не гремят и не стреляет враг. Как удается справляться с бытовыми вопросами в таких спартанских условиях?
- Когда в студенческие годы выезжали в леса, было сложнее, но все равно выкручивались, проявляли смекалку. Девочки по очереди дежурили в лагере, устраивали прачечный день, принимали душ: грели на костре ведро воды, обустраивали укромный уголок для помывки. Сейчас туристическая индустрия шагнула далеко вперед. Есть масса удобных приспособлений для комфортной жизни в дикой природе. Единственное, что изрядно надоедает, - это мошка и комары, тем более мы поедем в Карелию в августе, когда будет прохладно, сыро и дожди. Но и с этой неприятностью можно справиться с помощью москитных сеток и средств от насекомых.

- Когда вы узнали, куда поедете в этом году, не вспомнился известный фильм «А зори здесь тихие»?
- Да, но вначале мне представились церкви, монастыри, что-то наподобие острова Валаам. Тишина, спокойствие, умиротворение. Но быстро спустила себя с небес, вспомнив свой любимый фильм о девушках-зенитчицах. Карелия - это прежде всего дикая, местами нетронутая природа, густые леса и непроходимые болота. Надо готовиться к серьезным условиям работы.

- Известно, что поисковики едут в экспедиции во время своего отпуска и за свой счет. Получается, вы сами несете ответственность за свою жизнь?
- Все верно. Поэтому перед поездкой мы страхуем свои жизни (по желанию) в частном порядке. На месте получаем инструктаж, в ходе которого нас обучают, как вести себя на местах раскопок, особенно как действовать при нахождении боеприпасов. Довольно часто попадаются снаряды, патроны в боевом состоянии. Одно неосторожное движение - и быть трагедии.

- Возвращение из небытия имен погибших защитников родины - дело благородное. Что чувствует поисковик, когда находит останки не просто красноармейца, а своего земляка?
- Непередаваемое волнение, радость и гордость. Нам довелось испытать эту бурю эмоций в первую же экспедицию в Орловской области. В ней принимали участие более 400 человек из 40 регионов России, а также из Армении и Кыргызстана. Были подняты и перезахоронены с воинскими почестями останки 172 солдат, найдено 4 медальона. К сожалению, прочесть удалось только два из них. Один принадлежал нашему земляку - красноармейцу 356-й стрелковой дивизии Ивану Шестерикову, который был убит 22 февраля 1943 года. Призывался он из деревни Тарлаши Столбищенского (ныне Лаишевского) района. К слову, нашел медальон главный судебный пристав России Артур Парфенчик.

- И что, сразу смогли прочесть содержимое солдатского медальона?
- Что вы, этого делать категорически нельзя! Бумага, находясь долгое время в земле, может сохраниться, но наверху под воздействием воздуха и солнечных лучей тлеет моментально. Требуются долгие и тщательные лабораторные исследования, чтобы прочитать маленький клочок бумаги. В нашем случае это заняло полгода. Только тогда узнали, что нашли медальон земляка.

- Удалось найти родственников Ивана Шестерикова?
- Да. Жив его сын Виктор Шестериков, который проживает в той же деревне, есть внуки. По согласованию с ними останки красноармейца доставили на его малую родину и захоронили их на деревенском кладбище 22 февраля 2015 года, ровно через 72 года после его гибели. Мне довелось участвовать в этих хлопотах, и за это время мы очень сблизились с сыном героя. До сих пор поддерживаем с ним теплые, почти родственные отношения. Виктор Иванович часто звонит и всегда поздравляет с праздниками. 

- Чем отличается предстоящая экспедиция от предыдущих?
- Каждая поездка индивидуальная, неповторимая. В Карелии есть вероятность найти хорошо сохранившиеся предметы. Известно, что песок и торф обладают особым свойством, вещи, останки, находясь в них, мало разлагаются. Тела мумифицируются. Надеюсь, что мы вернем из небытия еще больше имен, а это для поисковиков главная задача.

news_right_column_240_400