Опасные улицы, как правило, - оживленные магистрали, проходящие по густонаселенным кварталам новостроек (Азино, Горки, 39-й квартал), соседствующие с районными рынками и несколькими крупными торговыми центрами, не имеющие подземных или надземных переходов.
По выводам автоинспекции, ДТП со смертельным исходом и увечьями - это чаще всего результат наезда транспорта на пешеходов. Водители превышают скорость, проезжают перекрестки на красный свет, не пропускают пешеходов на зебре. "Вклад" пешеходов - переход улиц в неположенном месте, выбегание на дорогу из-за транспорта, закрывающего обзор потенциальному водителю-убийце. Способствует этому отсутствие достаточного количества переходов и мизерность штрафов для нарушителей Правил дорожного движения. При возведении крупных объектов (к примеру, Торговый дом "Савиново") надо бы ставить условие заказчикам объекта закладывать в план строительства пешеходный переход (подземный или надземный, как в Москве на МКАДе). Это мнение автоинспекторов.
Опрошенные на улицах Восстания, Декабристов и Чистопольской пешеходы клянут автоинспекцию и городских чиновников: часто не работают светофоры, зебры стерлись, водители не пропускают на светофорах и переходах, игнорируют знаки. Претензия пенсионеров: "На перекрестках и на зеленый свет не перейдешь: пока пропустишь машины, поворачивающие с дороги и на нее, то зеленый свет уже желтеет, а для шоферов желтый - это зеленый".
С водителем-профи едем по Ямашева: материт переходящих улицу людей, пугает сигналом до полуобморока, но скорость не сбрасывает: "Светофоров - на всех углах! У каждого теряешь несколько минут. Притормаживаю у зебры - пешеход стоит, прибавляю скорость - начинает плавно переходить дорогу. Будешь вежливым, так кто-нибудь в багажник въедет..."
Но, может, улицы-убийцы чем-то еще отличаются, кроме оживленного движения? Нет ли аномалий с чертовщиной? Парапсихолог Сергей Попов простер длань над картой Казани и внес уточнения по некоторым улицам: неблагоприятный фон - над проспектом Ямашева (от Мусина до Амирхана), Сибирским трактом (перекресток на Пионерской), перекрестками проспект Победы - Закиева, Горьковское шоссе - Окольная, Восстания - Исаева...
Может, имеет смысл как-то помечать улицы-убийцы транспарантами на въездах, а автоинспекции учредить ежегодные призы для районных администраций за наибольший вклад улиц района в городскую смертность и за гробовое молчание об этой проблеме перед городским и республиканским руководством?
Что же делать пешеходам, если опасные участки не обойти? Пока власти решают, нужны ли переходы и на чьи деньги их строить, остается уповать на судьбу и помнить: дураками, в том числе моторизованными, Россия не оскудела. Будьте готовы ко всему, особенно на перекрестках.
Владимир МАТЫЛИЦКИЙ.