Клирик Иоанно-Предтеченского храма села Ключищи иерей Владимир Горновский по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла в 2023 - 2024 годах вместе с другими священнослужителями из Татарстана несколько раз ездил в зону СВО с гуманитарной и духовной помощью. Сейчас в филиале государственного фонда «Защитники Отечества» по РТ в Казани оказывает духовную поддержку участникам, ветеранам СВО и их семьям.
Военный священник Ярослав Филиппов и клирик Иоанно-Предтеченского храма села Ключищи иерей Владимир Горновский (справа) во время одной из поездок в зону СВО с гуманитарной и духовной помощью
Фото: tatmitropolia.ru
В филиале фонда и прошла наша встреча. Перед ней батюшка был занят беседой - по-видимому, за духовным советом пришла жена или мама бойца СВО. Вышла она, улыбаясь. Сам же батюшка смутился: не любит он давать интервью. С ходу стал рассказывать про других священников, которые ездят в зону СВО. Не проходят бесследно эти поездки, ведь там видишь настоящую жизнь без масок и прикрас…
- В зоне СВО так или иначе бойцы встречаются с Богом, - вспоминает отец Владимир. - Есть даже такое высказывание: «В окопах не бывает атеистов». Мы наблюдали такие случаи, когда боец после пережитого решил креститься. В госпитале мы крестили одного бойца, который чудом остался жив. Другой боец после крещения поменялся, об этом даже его товарищи говорили. После таинства человек действительно преображается, на него нисходит Божья благодать. Правда, потом это нужно поддерживать, чтобы не растерять. Когда в жизни человека происходят моменты, которые ничем нельзя объяснить, он начинает верить в Бога, так происходит, к примеру, когда человек находится на грани жизни и смерти. На меня эти поездки, конечно, тоже повлияли. Одно дело - смотреть по телевизору, совсем другое - своими глазами наблюдать, как живут люди, к примеру, в Северодонецке и других городах, где нет ни одного целого здания. И эти люди, несмотря на отсутствие воды, света и других привычных для нас удобств, продолжают жить, радоваться. Это заставляет по-другому посмотреть на нашу порою слишком комфортную жизнь.
По его словам, именно комфорт и нега часто губят человека, лишая его духовного стержня.
- Если духовная составляющая у тебя есть, то материальное не столь важно, - продолжил батюшка. - Апостол Павел писал: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». То есть ничто человеком не должно обладать - вот к этому и нужно стремиться. Первый раз я поехал в зону СВО в 2023 году с иереем Ярославом Филипповым - настоятелем храмов в селах Русское Никольское и Державино Лаишевского района. С 2024 года он стал военным священником, подписав контракт с минобороны. Почему стал ездить в зону СВО? Мне хотелось удостовериться, что до бойцов действительно доходит гуманитарная помощь, а потом отчитаться перед теми, кто ее собирал. И конечно, как-то поддержать бойцов.
Батюшке Владимиру 64 года, он родился в Казани, здесь и живет сейчас. В прошлом окончил факультет вычислительной математики и кибернетики Казанского университета, работал программистом, инженером, экспедитором. Более 10 лет семья жила в Ульяновске - он трудился инженером в авиакомплексе. К вере пришел уже в зрелом возрасте во многом благодаря своей супруге Надежде.
- У меня в роду были и военные морские офицеры, и священники, к примеру, мой прадед. Семья, где я родился, была неверующей, - продолжает отец Владимир. - Сам я крестился в 28 лет вместе с сыном в храме Казанской иконы Божией Матери в Чистополе, откуда родом моя жена. Потом мы стали ходить в казанский храм, и я понял, что мало знаю о православии. Спустя годы поступил в семинарию, окончил ее в 2015 году. В Успенском Зилантовом женском монастыре, в который мы ходили с семьей, мне предложили помогать на колокольне, а затем рукоположили в сан диакона. Произошло это, конечно, после долгих раздумий и с согласия моей семьи - жены и двоих детей. В тот период я работал в коммерческой фирме, график работы позволял совмещать работу со службой. Когда стал священником, ушел с работы, и начался новый этап в моей жизни. Сын, проникшись глубокой верой, тоже закончил Казанскую семинарию и служит наместником Вознесенского Макарьевского мужского монастыря села Введенская Слобода Верхнеуслонского района.
Отец Владимир говорит, что в зоне СВО, конечно же, страшно.
- Больно было видеть разрушенные города и мирных жителей, вынужденных жить под обстрелами. Бойцы, с которыми мы общались в зоне СВО, - патриоты, - отмечает батюшка. - В госпиталях, несмотря на ранения, они говорят, что хотят вернуться обратно на спецоперацию. Людям, потерявшим близких, нельзя сказать что-то общее. Каждый случай индивидуален. Кто-то держится стойко, кто-то плачет. Все ищут ответ на вопрос «Как жить дальше?» И этот вопрос лежит в духовной плоскости. Душевная травма может затянуться со временем, а духовная излечивается только духовными путями. Происходящее будто обнажило духовные проблемы. Я видел, как в начале СВО люди массово пошли в храмы, но потом пыл у многих угас. А молиться нужно всегда. Бойцы чувствуют эту молитвенную поддержку, буквально ощущают ее на поле боя. Вера - это не гарантия земного выживания, но единственная опора, которая позволяет выстоять, не сломаться и найти смысл даже в самой тяжелой ситуации.
Скромный батюшка умолчал, что в апреле этого года в Казанском Кремле Раис Татарстана Рустам Минниханов вручил ему медаль Республики Татарстан «За доблестный труд». Эту медаль получают граждане за высокие достижения в труде в области государственного, экономического, социального и культурного развития республики, активную общественную и благотворительную деятельность.