Киноэкран как зеркало эпохи
news_header_top_970_100

Киноэкран как зеркало эпохи

27 августа в России отмечается День кино. Причем именно российского, так как мировой кинематограф благодаря братьям Люмьер родился 28 декабря.

В 1913 году в России было 1412 кинотеатров. После революции и гражданской войны страна больше походила на раскуроченный улей, и с воинствующим неграмотным гегемоном надо было что-то делать. Своевременно оценив кино как важнейшее из искусств (а также из идеологических инструментов), новая власть, национализировав кинематограф, позволила ему остаться в живых. Была закуплена зарубежная аппаратура, кинотеатры стали открываться то тут, то там в пустующих помещениях. На этот период приходится первое появление в московских кинотеатрах надписи “Детям до 16 лет запрещается”: школьникам разрешалось смотреть лишь фильмы, рекомендованные отделом народного образования, а дошкольникам - только детские киноутренники. В конце 20-х годов началось строительство новых кинотеатров. С этого момента и вплоть до конца 80-х годов шло развитие централизованной системы советского кинопроката.

Старшее военное и послевоенное поколение граждан нашей страны с ностальгией вспоминает милые фильмы эпохи своей молодости. Однако во все времена существовала прямая связь между тяжестью времен и нарочитой пасторальностью зрелищ. Стране нужно было поднимать целину, строить дороги и туннели, догонять и перегонять по мясу и молоку Америку - все эти процессы так или иначе находили отражение в кинопрокате. Сталин направил кинопроизводство по ленинскому курсу: “лучше меньше, да лучше”. Однако после триумфа трофейного “Тарзана” в 1952 году отечественное кинопроизводство как развлекательно-воспитательная отрасль наконец пошла в рост.

Затем наступили золотые шестидесятые, такие бесшабашные и рисковые, а на смену им пришли застойные семидесятые. Фильмы того периода принято называть золотым фондом отечественного кино. В то время сочеталось трудносочетаемое: развлечение и смысл. Кинотеатры, эти огромные однозальные ангары, стабильно заполнялись зрителями. И это несмотря на то, что телевизоры уже поселились на ПМЖ в квартирах советских тружеников и примкнувшей к ним интеллигенции. Тогда по данному показателю мы встали на одну ступеньку с Индией, где кино и по сей день является самым популярным (возможно, потому что единственно доступным) развлечением.

Кризис советского кинопроизводства и проката совпал с ветром перемен - в конце 80-х была ликвидирована государственная киномонополия. Однако специалисты не спешат списывать все на реформы, считая, что система советского кинопроката развалилась в силу совокупности внутренних и внешних причин. Кинопрокат оказался нерентабельным.

В 1987 году в СССР имелось всего два зала, снабженных системой долби-стерео. В свою очередь, отечественные картины, представленные за рубежом, транслировались как немые ввиду отсутствия западной звуковой технологии в родном кинопроизводстве. Как ни парадоксально, именно в эти годы стагнации, а точнее, в 1988, указом Президиума Верховного Совета СССР 27 августа был официально утвержден профессиональный кинопраздник - День российского кино.

В 90-е зрителю стало “не до жиру, быть бы живу”. Кинопоказ стал стопроцентно убыточным предприятием. К середине 1990 годов большинство кинотеатров страны превратилось в безликую коммерческую недвижимость. Казалось, российский кинопрокат уже никто и ничто реанимировать не сможет.

Однако свято место пусто не бывает, и в конце 90-х в Москве открылся первый современный кинотеатр новой России. Кинотеатр был частный, но в названии присутствовал известный западный бренд, первоначально известный россиянам по фотоуслугам. Тогда для реконструкции кинотеатра требовались не слишком значительные по современным меркам инвестиции, и опытный образец быстро доказал свою жизнеспособность. Оказывается, и россиянин может полюбить посещение кинотеатра, если там чисто, красиво, современно, удобные кресла, потрясающие звук и цвет, обходительный персонал, удобное расписание сеансов, есть где перекусить и отдохнуть, удобная парковка и время работы кинозалов. В данном случае предложение родило спрос, и новое русское широкоэкранное кино даже слегка подвинуло западные блокбастеры.

Формат современного кинотеатра - это тысячи квадратных метров развлекательной зоны, включающей в себя ресторанчики, бары, игровые зоны, магазины и т.п. По данным владельца компании “Русский кинопрокат” Александра Дмитриевского, приведенным на страницах журнала “Профиль”, сегодня объем инвестиций в открытие подобной развлекательной зоны можно рассчитывать исходя из такой оценки: тысяча долларов на квадратный метр площади, включая аренду, рекламу и затраты на поддержание и развитие бренда. И хотя эксперты называют срок окупаемости мультиплексов длинным, последние растут как грибы после дождя.