Клоуны в больнице - это добрая примета

Ровно год назад в Детской республиканской клинической больнице докторов стало больше на двенадцать человек. Только вместо белых халатов они носят яркие карнавальные костюмы и красный шарик на носу.

news_top_970_100

Это сотрудники Казанского филиала автономной некоммерческой организации «Больничные клоуны». Как они проводят смехотерапию, наблюдала корреспондент «Казанских ведомостей». В тот день она попыталась развеселить детей вместе с клоунессами Катей Ураковой, Гульнарой Баяновой, Ксенией Басковой и Ольгой Калачевой.От центра города до ДРКБ добираться на автобусе час с хвостиком, причем если он не застрянет в пробке. Потом два часа работы в больнице - и в обратный путь. И так несколько раз в неделю в любую погоду при любом настроении, только чтобы увидеть на измученных страданиями лицах детей и их родителей улыбки.
Катя Уракова признается, что сначала ею двигало скорее эгоистическое чувство:- С детства хотелось быть на сцене, лицедействовать.
- Но для этого есть подмостки студенческого, любительского театров...- Но так никому не поможешь. А здесь дети, которые ждут тебя. Наверное, я все-таки альтруистка.
- Называйте это как хотите, - улыбается Гульнара Баянова, - но вся наша команда за год настолько втянулась в работу, что уже действительно не представляет без нее своей жизни. По крайней мере, в ближайшей перспективе.Миновав больничные лабиринты, спускаемся в подвал - там у клоунов гримерная. Сегодня им выступать в ожоговом отделении. Пока девушки переодеваются, наносят грим, узнаю подробности.
- Чуть больше года назад московская некоммерческая организация «Больничные клоуны» провела в Казани кастинг, - рассказывает Катя. - Из шестидесяти конкурсантов лишь двенадцать соответствовали необходимым требованиям. Кстати, среди нас нет ни одного профессионального актера - есть психологи, педагоги, студенты университета культуры, будущие режиссеры... Вначале был просто интерес, но затем все втянулись. К тому же сложился очень дружный, сплоченный коллектив. Мы стали командой, нам нравится взаимодействовать, учиться на семинарах (у нас периодически проходит обучение). Больничная клоунада - это систематическая, регулярная работа. Мы отчитываемся перед главврачом больницы, отчет отправляется в головную организацию в Москву. Минимум раз в неделю мы должны заходить в палаты, но обычно делаем это два-три раза.- Кто вам ставит номера?
- Мы работаем не по сценарию. Все основано на импровизации. Конечно, есть свои наработки, базовый набор, реквизит, но в основном все придумывается на ходу. Стоя перед палатой, мы не знаем, что нас там ждет. Если уже знакомы с больными, то начинаем представление, отталкиваясь от какого-нибудь предмета. Работаем в паре. Порой хватает одного слова, чтобы развить тему. К примеру, мы космические пираты с Марса или модели на конкурсе красоты... Но в первую очередь наши действия зависят от настроения ребенка, его мамы и всей палаты, от желания с нами общаться. - Бывали ли экстренные случаи, когда приходилось срочно придумывать выход из ситуации, или, наоборот, радостные встречи, которые запомнились?
- Такое происходит почти на каждом выступлении. Каждая палата уникальна, мы должны быть готовы к любым неожиданностям. Открывая дверь, не знаем, что там нас ждет. То ли неподдельная радость, то ли обида, раздражение, даже злость. Заранее предугадать нельзя. - А если не хотят вас видеть?
- Мы и не навязываемся. Вообще наше правило - действовать крайне деликатно, осторожно. Гонят нас - уходим, причем с улыбкой. Задача больничных клоунов - вывести ребенка и его родителей на любые эмоции, как позитивные, так и негативные. Пусть уж лучше на нас зло и раздражение срывают, чем на близких и медперсонале. Хуже всего, если в палате молчат и никак не реагируют.
И, наоборот, для нас счастье, когда ребенок, даже не имея возможности говорить и улыбаться, отвечает нам взмахом ресниц!Двадцать минут подготовки и разминки прошли, мы поднимаемся в ожоговое отделение. Представление начинается уже на лестнице. Строгий педагог Екатерина Уракова и требовательный режиссер Гульнара Баянова превращаются в потешную бестолковую докторшу Фросю и избалованную гламурную принцессу Лили. Персонал больницы встречает их с улыбкой, а в ординаторской дают добро на работу.Фрося и Лили осторожно заглядывают в стеклянную дверь палаты. Волшебная коровка в руке Фроси тихонько спрашивает у малышки, лежащей под капельницей, можно ли зайти к ней в гости. А дальше начинается чудо. На глазах у детишек разыгрывается сказка об облачке-маме и доченьке-цветочке, у которой обгорел стебелек. Смешное, веселое действие настолько увлекает, что девчушка, забыв про боль, улыбается. Улыбается ее мама и другие родительницы. И даже грудничок, которому нет и годика, восторженно потянулся к яркому носу Лили. Не могу удержаться от смеха и я, настолько потешно и по-настоящему получается у клоунесс.Проходим палату за палатой. Везде прием теплый. Где-то просят остаться, а куда-то клоуны сами не заходят. Пятнадцатилетнему пареньку фокусы показали через дверное стекло.
- Стесняется, - объяснила Катя. - Из-за обширных ожогов он укрыт лишь специальной салфеткой. Но в прошлый раз мы даже фокусы не смогли показать - он отвернулся от нас.
В очередной палате Фрося и Лили, заметив серьезного не по годам двухлетнего малыша, обращаются к нему как к президенту. Но их игра почему-то не понравилась его соседке - маме годовалой девочки.- Выйдите из палаты, - резко потребовала она.
Фрося и Лили спокойно и тихонько попрощались с детьми и вышли в коридор. Через мгновение вслед за нами в слезах выбежала вспылившая женщина.
- И такое случается, - прокомментировала Гульнара. - Больница - нелегкое место, и нервы у некоторых не выдерживают, сдают. Но если на взрыв эмоций провоцируем мы - повторюсь - это хорошо. Выплеснув негатив, человек успокаивается, не обижает ребенка и окружающих. А клоуны все обращают в шутку.Два часа, четырнадцать палат. Оказывается, смешить - это очень тяжелый труд. Признаться, я уже устала, а мои спутницы бодры и веселы. Спускаясь в гримерную, они обсуждают, какие изменения произошли у пациентов, кто улыбнулся, а кто тихонько встал.
- Вам за эту работу платят? - задаю им прозаический вопрос, опуская на землю.
- Недавно наша организация выиграла грант и нам впервые дали зарплату, - ответили девушки. - Она как раз покрыла затраты на костюмы. Но вы же понимаете, что больничные клоуны - в основном волонтеры. У нас работают большей частью молодые люди, студенты. А на Западе среди клоунов-докторов очень много взрослых людей, пожилых, вышедших на пенсию. Вместо того, чтобы просто сидеть дома, они приходят в больницы к деткам и скрашивают их больничные будни.

news_right_column_240_400