В школьное и студенческое время я заходил в книжные магазины, чтобы приобрести что-нибудь интересное для чтения. А позже – чтобы посмотреть на свои книги, которые только вышли из печати и заняли свое место на книжных полках. Возьмешь в руки такую книгу, полистаешь несколько страниц, прочитаешь пару абзацев… Где-то поругаешь себя, подумаешь о том, что можно было заменить какое-нибудь слово на более точное или расписать пообстоятельнее сложившуюся ситуацию. Или поймаешь себя на том, что зачитался собственным произведением, и невольно подумаешь: «А неплохо получилось!»
Могу сказать, что с момента выхода моей первой книги прошло почти тридцать лет. За это время я изменился, страна тоже поменялась, значительные преобразования претерпели и книжные магазины. Я бы даже сказал, что они совершили в своем развитии некий скачок. Если прежде в своем большинстве книги были напечатаны на простой газетной бумаге, мелованная была редкостью, то сейчас издают книги даже с голограммами. Можно сказать, получаются настоящие шедевры. Но если в прежние времена книга была доступна большинству покупателей, то сейчас она переходит в разряд роскоши.
Оформление книжных магазинов тоже стало несколько иным. Как правило, напротив входа, на самом видном месте стоят книги ударные, дорогие, наиболее востребованные, которые могут принести весомый и быстрый доход. Оформлены они обычно по самым высоким стандартам, чаще всего бывают в суперобложке.
Удручает, что количество книжных магазинов уменьшается год от года, как если бы читатели вдруг разом перестали интересоваться книгами. Но тому есть свое объяснение. Уж слишком много других соблазнов: компьютерные игры, телевизор, интернет. А потом книги просто переходят на электронные носители, которые стоят дешевле и не занимают много места в квартире.
Совершенно иная ситуация складывается в Европе. Бумажная книга не уходит, она по-прежнему занимает ведущее место. И это притом что книги за рубежом стоят недешево. Цена обычной книги примерно равна дневному заработку (от средней зарплаты) или около того. Но книги расходятся, их раскупают. На них всегда есть свой читатель. Издательства выпускают и очень дорогие книги, чаще всего это справочники и энциклопедии, которые также не залеживаются на полках.
Если рассмотреть ситуацию книжного рынка в пределах австрийской столицы, то могу отметить, что в Вене книжные магазины легко выдерживают конкуренцию с местами общепита: ресторанами, кафе, торговыми лавками. Более того, в некоторых местах они их даже вытесняют. Книжные магазины появляются даже в тех районах, где прежде они никогда не встречались. Немало книжных магазинов и в самом центре столицы, буквально подле символа Вены – рядом с собором Святого Штефана.
Книжные магазины присутствуют на вокзалах, во всех крупных торговых центрах. Они разрастаются и не собираются сдавать свои позиции в будущем.
Конечно, огромную роль играет продвижение книг. Оформление и дизайн помещений в книжных магазинах Вены значительно превосходит по качеству российские. Они побогаче, поосновательнее, сразу бросается в глаза, что в книжные центры вложены солидные средства. Немалую роль в продвижении книг играют дотации и налоговые льготы, предоставляемые книжным магазинам.
Культура, тем более национальная, в Австрии находится в приоритете. На культуру выдаются гранты, они входят в национальную программу государства. В трудные времена правительством оказывается дополнительная поддержка. Например, в пандемию убытки покрываются всецело.
В книжных магазинах кроме книг продается еще сопутствующий ассортимент, пользующийся спросом. Например, мягкие детские игрушки, именные ручки с эмблемой книготорговой сети, футболки, блокноты, бумага, прочие письменные принадлежности. В процентном соотношении сопутствующие товары составляют не более 30%.
В Австрии очень популярна книготорговая сеть «Талия», – буквально монстр! – она насчитывает несколько десятков магазинов только в одной Вене. Кроме огромного книжного магазина, занимающего площадь в тысячи квадратных метров, где полки буквально ломятся от обилия книг, имеются магазины поскромнее, например на вокзалах, в торговых точках, в супермаркетах. И каждый из таких магазинов является прибыльным. В них всегда много покупателей.
В магазинах предусматриваются комплексные программы для привлечения покупателей: разыгрываются различные лотереи, в павильонах выступают рассказывающие про свои книги писатели, проводятся культурные мероприятия.
Книжные магазины, как и библиотеки, для писателей являются своеобразными храмами. И конечно же, каждый из нас хотел бы, чтобы такой храм не только был оформлен наилучшим образом, но и чтобы в нем было как можно больше «молящихся».
Евгений СУХОВ, Вена