Как опытные журналисты выбирают темы для своих программ? Насколько изменилось телевидение за последние два десятка лет? Какими средствами можно привлечь новую аудиторию, оставаясь интересным постоянным зрителям?
Об этом и многом другом корреспонденту «Казанских ведомостей» рассказал автор и ведущий программы «В фокусе событий» (16+) на телеканале «Татарстан-24» Анатолий Никитин.
Программа «В фокусе событий» - это возможность посмотреть на новости под другим углом. Каждый выпуск позволяет зрителю сфокусироваться на деталях и узнать то, что действительно интересно.
- Вы мечтали в детстве оказаться по ту сторону телеэкрана?
- В детских мечтах было много всего: и телевидение, и кино, и еще миллион вещей. Но, когда пришла пора определяться с выбором профессии, решил попробовать журналистику. Как и многие другие студенты, практиковался в газетах, были у меня публикации и в «Казанских ведомостях». Так же попал и на телевизионную практику. К окончанию университета в 2005 году за моими плечами уже был приличный опыт. Потом я работал и на телевидении, и на радио, и в интернет-изданиях. Занимался производством развлекательных программ, спортивной журналистикой, новостной аналитикой. А на телеканале «Татарстан-24» мне предложили попробовать новый для себя формат.
- За эти годы телевидение здорово изменилось…
- Конечно, изменился мир вокруг, а вместе с ним и журналистика. Но определенные профессиональные принципы остаются неизменными, в особенности ответственная работа с информацией. По крайней мере, я придерживаюсь таких правил в своих проектах. При обсуждении актуальных тем важно не гнаться только за моментальным хайпом, а вместо этого проверить первоисточники информации, убедиться, что сообщения соответствуют действительности. А если это не так, то почему так произошло.
- Современного человека окружает огромное количество информации. Как среди ее разнообразия выбирать действительно важные темы?
- Мы стараемся выбирать темы, актуальные не только сегодня и сейчас, но и те, которые станут обсуждать несколько недель. К примеру, недавно говорили о возможности введения налога для бездетных. Важно собрать разные мнения, информацию, поданную в различных источниках. На выходе получается формат, схожий с видеоблогом. С одной стороны, сохраняется определенная объективность в подаче фактов, с другой - я позволяю себе как автор высказывать собственное мнение по теме. Моя главная внутренняя мотивация - сделать интересный продукт. Многое подается между строк, но так, чтобы внимательный зритель мог это считать. Оставляю различные отсылки в виде цитат из книг и фильмов, мемов интернета разных времен. Словом, стараюсь создавать калейдоскоп из разных деталей.
- Какие явления вызывают в вас профессиональный интерес?
- Интересно запускать дискуссию, превращать просто интересную тему в мейнстрим, о котором говорят все. Глядя на статистику просмотров наших видео в интернете, мы часто видим рост интереса к ним уже через несколько недель или месяцев после выпуска. А вообще, для меня главное, чтобы тема отзывалась во мне самом, было желание высказаться. Тогда текст пишется легко и быстро, в голове сами собой всплывают нужные афоризмы и цитаты, возникают шутки и игра слов. Впрочем, даже в таких случаях информацию нужно проверять очень тщательно.
- Наверняка для привлечения аудитории в наше время приходится идти на разные ухищрения?
- Очевидно, что в наше время программы выходят не только на телевидении, но также размещаются в интернете, где их смотрит иная аудитория. Понятно, что она не всегда готова просто внимать какую-то сухую информацию, необходимо чем-то зацепить. Для этого некоторые вещи обыгрываются графически. Например, недавно обсуждали случаи, когда люди бездумно гонятся за прибылью. Тогда мы совместили в кадре студию и мультфильм о золотой антилопе, обрушившей дождь из золота на мой стол. А когда услышали про новый штамм коронавируса FLiRT, то поняли, что в выпуск должна попасть мультяшная знойная красотка. Конечно, важно не превратить программу в балаган, такие приемы мы используем далеко не каждый раз.
- Как бы вы охарактеризовали формат своей программы?
- Телевидение заинтересовано в том, чтобы интегрироваться в соцсети. Поэтому для себя я сделал вывод, что «В фокусе событий» - продукт на стыке телевидения и интернета. Так, в кадре я сижу в пиджаке, но вместо классической рубашки ношу поло. Это своего рода сочетание серьезной подачи и свободы творчества. А в сети необходимы яркие, привлекательные заголовки. Некоторые инфоповоды возвращаются из раза в раз. К примеру, люди всегда готовы обсуждать деньги. На Новый год мы даже сделали нарезку со словом «подорожало» из всех выпусков.
- Семья ждет вашего появления на телеэкране?
- Да, близкие с интересом смотрят программу, пусть и не каждый раз. Особенно радует, когда удается быть интересным сыну. Частенько показываю ему, что интересного мы придумали, какую графику сделали для выпуска.
- Наверное, вас нередко узнают на улицах?
- Автографы на улице не спрашивают, но знакомые часто говорят, что видели мои выпуски. На самом деле за 20 лет отношение к людям, работающим на телевидении, сильно изменилось. В наше время очень много медийных людей. Думаю, сейчас люди проще относятся к встрече с известным человеком. Хотя недавно меня в магазине у дома узнала продавщица. Смешно получилось - она долго называла меня Колей, а я и не поправлял. А тут из выпуска «В фокусе событий» узнала, что меня зовут Анатолий, чувствовала себя неловко.