Для этого будут построены пристрои к зданиям, новые корпуса и отремонтированы старые объекты. Пока же только в Казани учащиеся 60 школ учатся во вторую смену.
О том, с какими трудностями может столкнуться ребенок, обучаясь во вторую смену, «КВ» рассказала мама ученика 6-го класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №114» Приволжского района Кадрия Ильдаровна Нигматуллина.
Хорошая школа - большая школа
- Я всегда переживала о том, что мой ребенок со второго класса учится во вторую смену. Он уходил в школу в полдень, а приходил после пяти-шести часов вечера. То же самое продолжается и сейчас, в шестом классе, то же ждет Эмиля и в седьмом. Главное, что волнует: сын не может посещать кружки и секции. А на последних уроках точные науки воспринимаются сложнее. Малышам труднее вдвойне. А ведь помимо 6-х и 7-х классов у нас во вторую смену учатся ученики 2 - 4-х классов, - рассказывает Кадрия Ильдаровна.
Решение вопроса у женщины появилось после ее участия в 2013 году в акции «Народная инвентаризация», в ходе которой выявляли пустующие земельные участки. Активисты, в том числе и Нигматуллина, присылали организаторам проекта фотографии заброшенных домов, разрушающихся и аварийных зданий - источников потенциальной угрозы для жителей Казани. В свою очередь Кадрия Нигматуллина предложила на одном из свободных участков построить новую школу или пристрой к ней. Женщину поддержали и даже продолжили обсуждение вопроса, однако на этом все остановилось.
- Я уверена, что пристрой решит проблему учебы в школе в две смены. Ведь несколько лет назад эта проблема не стояла у нас так остро. В 2012 году снесли аварийные мастерские, которые примыкали к нашей школе и очень выручали. Там проводились занятия по физкультуре, труду, работали кружки и продленка. После снесения мастерских всех перевели в основное здание школы. В результате она уплотнилась до такой степени, что теперь у нас нет отдельных кабинетов труда, технологии, ИЗО, музыки и ОБЖ. Наша школа хорошая, но такая тесная, - продолжает Нигматуллина.
Видимо, учиться в первую смену ученики 114-й школы начнут согласно новой программе Минобра РФ не раньше 2025 года. Только Эмиль уже окончит не только школу, но уже и вуз...
Альтернативный вариант
С просьбой о пристрое Кадрия Ильдаровна обращалась в мэрию города, Министерство образования и науки РТ, Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России. Положительного ответа о строительстве пристроя к школе она не получила. Утешил мать лишь ответ о строительстве спортивного зала при положительном решении вопроса о формировании целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2016 - 2020 годы».
- Но одного спортивного зала недостаточно. Перенос уроков труда в старый спортзал не решит вопрос с двухсменкой, - считает она.
Матери предлагают перевести ребенка в другую школу. В жилых массивах «Теплоконтроль» и Борисково, говорится в одном из ответов, есть школы №97 и 48, наполняемость которых ниже проектной, обучение там проходит в одну смену. Но Кадрия Ильдаровна не хочет переводить туда сына. По ее словам, школа №97 находится в поселке Борисково. Добираться туда Эмилю нужно на троллейбусе, а потом еще 15 минут идти пешком по улице, где много дворовых собак, - школа находится далеко не в шаговой доступности. 48-я гораздо ближе. Однако она татарско-русская. Эмиль же знает татарский язык недостаточно хорошо.
- Не хочет переходить в другую школу и сам Эмиль: здесь у него и друзья, и любимые учителя. Однако из-за двухсменки ему приходится ограничиваться лишь учебой. Повторяю, ходить в кружки и спортивные секции он не успевает, - делится мама.
Мнение директора школы
Директора школы №114 Ляйлю Кутдусову мы спросили о том, есть ли шанс, что образовательное учреждение начнет работать в первую смену.
- Мы бы очень хотели, чтобы построили пристрой, - ответила директор. - Но понимаем, что нужно немного подождать. Не можем сказать, что нашу школу чем-то обделяют. У нас постоянно обновляется техника и мебель. В 2012 году сделан капитальный ремонт. Возможно, вскоре построят и спортивный зал. Мы стараемся сделать обучение в школе комфортным, но на все нужно время.
- капитальный ремонт школ с созданием дополнительных мест - 3 организации (2017 год),
- строительство пристроев к школам - 27 организаций (2016 - 2020 годы),
- строительство новых школ - 48 организаций (2016 - 2020 годы).
Кроме того, муниципалитетами представлена информация о потребности в строительстве новых школ взамен ветхих, таких в РТ 17. Реализовать задуманное планируется с 2016-го по 2020 год. Министерством сформирован перечень из 16 школ и 7 пристроев к школам, строительство которых планируется в 2016 году. Также в Татарстане в 2016 - 2020 годах планируется создать 2816,513 тыс. новых мест в школах (1897,267 тыс. в городских школах и 919,246 тыс. мест в сельских), в том числе:
- 2511,717 тыс. новых мест для обеспечения обучения в первую смену,
- 304,796 тыс. новых мест для перевода обучающихся из зданий, имеющих высокую степень износа.
В 2021 - 2025 годах в РТ планируется создать 3761,351 тыс. новых мест в школах (2533,93 тыс. в городах и 1227,421 тыс. мест в сельских школах), в том числе:
- 2041,502 тыс. новых мест для обеспечения обучения в первую смену;
- 1719,849 тыс. новых мест для перевода обучающихся из зданий, имеющих высокую степень износа.
Кроме того, к 2025 году 100% обучающихся перейдут из зданий с износом 50% и выше в новые здания общеобразовательных школ.