Когда за ценой нужно стоять горой

Почему на ценниках одни цифры, а касса пробивает другие?

news_top_970_100
ВОПРОСЫ. Почему в продуктовых магазинах ценники на продукты порой расположены непонятно? На них стоит одна цена, а касса пробивает другую? Что делать, если покупатель обнаружил расхождение? - спрашивают наши читатели.

ПРОВЕРКА.
Чтобы узнать, оправданны ли эти жалобы, наши корреспонденты отправились в казанские супермаркеты и сделали там несколько контрольных закупок. Первый вывод: если акции распродаж видно за версту - скидочные цены написаны аршинными буквами, то с бесскидочными товарами пришлось напрячься. ПРИМЕР 1. Известно, что конфеты бывают разных видов: с нугой, с карамелью, глазированные... Но на ценниках в первом супермаркете это не указано! Более того, на них была написана только фирма-изготовитель, а самого названия конфет мы не обнаружили. Покупателю остается только догадываться, что и сколько стоит. Поэтому мы заметили, что некоторые сладкоежки, так и не разобравшись с ценой и названием, оставляли конфеты на прилавке со словами: «Куплю в другом магазине».ПРИМЕР 2. Но если ценники на конфеты заставили задуматься, то, например, весовой мармелад за 45 рублей накладываешь в пакет без всякой задней мысли. И только на кассе становится ясно, что 45 рублей - это за 100 граммов.
- Уже несколько раз дочки, хотя и взрослые, приносили домой дорогие товары из-за подобной невнимательности, - говорит покупательница Маргарита Соколова. - Я их учу при покупке быть предельно внимательными. Сейчас в магазинах столько хитростей! ПРИМЕР 3. Ситуация со сладостями еще полбеды. В следующем супермаркете ценники от салфеток, одноразовой посуды, резиновых перчаток можно было найти в лучшем случае за полметра от этих товаров. А ценник от влажных салфеток мы почему-то обнаружили под горшками для цветов. - Я тоже часто сталкиваюсь с проблемными ценниками, - соглашается покупательница, учительница Алина Маркова. - За помощью приходится обращаться к продавцам-консультантам, но их порой найти нелегко.ПРИМЕР 4. Пробив на кассе три пачки вафель по 15 рублей за каждую, на чеке мы вдруг с удивлением обнаруживаем цифру 16 руб. 50 копеек. Может, кассир не знает таблицу умножения?..

ИНТЕРВЬЮ СО СПЕЦИАЛИСТОМ.
Этот вопрос задаем замначальника Казанского территориального органа Госалкогольинспекции РТ Дине Майловой: - Дина Бурхановна, почему же на ценнике одна цена, а касса пробивает другую и что делать потребителю, если он обнаружил подобное расхождение?
- Разруливать такие ситуации нам приходится довольно часто. Гражданин заходит в магазин и, к своей радости, видит там долгожданный товар по вполне приемлемой цене. Иногда указанная цена устраивает его настолько, что он берет сразу несколько штук (экземпляров) данного товара. Вот он подходит к кассе. Милая кассирша пробивает покупку и называет сумму, не входящую в планы покупателя, а то и вовсе отсутствующую. Объяснения обычно такие: цена повысилась недавно. В компьютере ее уже изменили, а в торговом зале не успели. Поэтому придется заплатить больше, чем на ценнике.- Кто этим особенно грешит?
- Это происходит в основном в сетевых магазинах и аптеках с централизованной электронной обработкой данных, головные офисы которых находятся в других городах. Иногда сотрудники головных офисов вносят изменения в цены ночью. И нажатием одной клавиши изменяют программы всех кассовых аппаратов во всех магазинах страны одновременно, не удосужившись предупредить об этом персонал, который иногда узнает об этом вместе с покупателем. Что делать в этом достаточно распространенном случае простым покупателям, которым, естественно, не до внутренней неорганизованности торгующей организации? Есть два варианта действий. Первый вариант мирный. Позовите администратора и поговорите с ним. Разговаривайте спокойно, объясните возникшее недоразумение. Стойте на том, чтобы вам продали товар за ту цену, которая указана на ценнике. В доказательство приведите следующие юридические доводы.1. Существует пункт 1 статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», в котором четко говорится о том, что продавец просто обязан предоставлять своевременно потребителю достоверную и необходимую информацию о товарах, которая обеспечивает правильность выбора. Есть еще и пункт 2 этой же статьи, где законодатели указали, что цена товара - неотъемлемая часть этой информации.2. В Гражданском кодексе есть понятие оферта - задокументированное предложение. Если мы говорим о ценнике в магазине, то это публичная оферта. И продавец просто обязан продать товар по той самой цене, которая указана в оферте.Объясните все это администрации. Обычно после такого напора юридически грамотного покупателя товар продается по той цене, которая указана на ценнике. Если это не помогает, переходим ко второму варианту. Чтобы отстоять свою позицию, придется обратиться в службу защиты прав потребителей с доказательствами. Доказательная база такова:- обязательно зафиксируйте ситуацию в книге отзывов как можно более подробно. Если ее не дадут, налицо еще одно наказуемое нарушение правил торговли;
- можно найти свидетелей (например, друзей, родственников, которые были с вами в это время в магазине), готовых подтвердить ваши слова;
- обязательно сфотографируйте ценник. Будет просто замечательно, если получится добавить в ваш кадр еще и дату со временем. Для этого можно поднести к ценнику включенный мобильный телефон;
- если вы все же купили проблемный товар, обязательно предъявите чек, на котором, естественно, тоже стоят дата и время покупки товара;
- далее напишите заявление в службу защиты прав потребителей. Например, в Управление Роспотребнадзора по РТ (Казань, ул. Сеченова, 13а) или в Госалкогольинспекцию РТ (Казань, ул. Х.Такташа, 94). К заявлению как раз можно и нужно приложить сфотографированный ценник и чек. А также ответ администрации магазина на вашу жалобу.

ИТОГ.
В результате ваших принципиальных действий к руководству магазина обязательно примут меры административного воздействия, а вам компенсируют разницу в цене купленного товара.
- Почему цену порой пишут не за килограмм, а за 100 граммов?
- В современной торговле большое место занимает маркетинг - деятельность, направленная на рентабельную работу предпринимателей. Одно из направлений маркетинга - стимулирующая реклама как способ воздействия на покупателя. Ее цель - путем поощрения побуждать потребителей к совершению пробной или повторной покупки товара. Один из маркетинговых ходов - изменение масштаба. То есть указание цены товара не за килограмм, а за 100 граммов. Также в ходу, например, указание стоимости абонентской платы не за месяц, а за день, час или минуту. Нарушения действующего законодательства при этом нет.- А почему, например, указывается вес, а не цена?
- В ценнике должны быть и вес, и цена товара. Отсутствие обязательной информации - нарушение вышеуказанных правил, которое влечет наложение административного штрафа (ст. 14.15 КоАП РФ).

news_right_column_240_400
news_bot_970_100