– Не стоит понимать эту сферу узко - это не только горничные и официанты, – пояснил он. – Сфера услуг расширяется и становится все более массовой: услуги оказываются в области образования, культуры, науки...
По словам замминистра образования и науки РТ Андрея Поминова, для подготовки необходимых специалистов к Универсиаде-2013 в Казани на ряд специальностей увеличены контрольные цифры приема.
– Совместно с администрацией Казани министерство образования и науки республики определило кадровую потребность к началу Универсиады. По представлению города выяснилось, что помимо уже имеющихся необходимо еще 1152 специалиста по различным направлениям, - отметил он. - Также определены дополнительные компетенции, которыми они должны обладать, – знание языков, основ экономики и так далее.
Анализу подверглись возможности системы профобразования Татарстана на предмет подготовки необходимых к Универсиаде-2013 специалистов. После этого еще в прошлом году в адрес Минобрнауки России была направлена заявка на увеличение контрольных цифр приема в образовательные учреждения Татарстана по необходимым ко Всемирным летним студенческим играм в Казани специальностям.
– Эта заявка была полностью удовлетворена, – сообщил А.Поминов.
Начальник отдела профессионального обучения, профориентации и психологической поддержки Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ Софья Тонконог отмечает, что сегодня в подведомственных минтруда учебных заведениях система подготовки кадров построена таким образом, что способна выполнить любое задание для проведения Универсиады. Здесь готовят и технический персонал культурно-развлекательных комплексов, и специалистов по организации обслуживания на предприятиях общественного питания, и кадры для сферы туризма.
Система сквозной подготовки позволяет получить не только начальное, среднее образование, но и пройти обучение на курсах подготовки и переподготовки специалистов, повышения квалификации. Кроме того, сейчас вместе с Национальным агентством развития квалификаций разрабатывается система сертификации профессиональных квалификаций.
– В итоге параллельно с дипломом об образовании специалист сможет получить еще и сертификат, подтверждающий, например, что у него есть право работать в ресторанах или отелях международного уровня, – говорит Софья Тонконог. – Профессиональные стандарты – что должен уметь официант или администратор – готовятся самим работодателем. И такая практика в Казани уже есть: выпускники одного из техникумов получают сертификаты известной торговой сети, позволяющие им работать в ее филиалах в любой стране мира.
Финансированию многих татарстанских колледжей и профтехучилищ сегодня могут позавидовать даже вузы. Достаточно сказать, что в 2008 - 2009 годах несколько колледжей Казани получили дополнительные средства на свое развитие в рамках национального проекта «Образование». Гранты по 60 - 70 миллионов рублей были выделены на подготовку кадров для ведущих отраслей экономики, в том числе и тех кадров, которые особенно необходимы в преддверии Универсиады-2013.
Неудивительно, что менталитет выпускников и их родителей постепенно меняется. Уже далеко не все думают, что в колледжи и профтехучилища идут учиться те, кто не смог поступить в вузы.
При подготовке статьи использованы материалы kp.ru
«КВ»-факт
По итогам минувшего призыва Татарстан перевыполнил план по количеству образованных новобранцев. В войска было направлено 4104 призывника, получивших высшее и среднее профессиональное образование (из них 2016 человек закончили вузы). Рекордсменами по поставке дипломированных новобранцев для Вооруженных сил РФ стали КГТУ им. Туполева (246 человек), ИЭУП (227), челнинская ИНЭКА (175). А вот Казанская государственная академия ветеринарной медицины в списке вузов лидирует с конца - она отдала «в солдаты» всего 49 человек.
Из ссузов в тройке лидеров – колледж инженерно-экономической академии (185 новобранцев), Альметьевский политехнический техникум - 184, Камский государственный автомеханический колледж - 164.
«КВ»-опрос
Елена, Заинский политехнический колледж:
– Я родилась и выросла в Заинском районе. Здесь же получила среднее образование. Закончив обучение в школе, решила остаться в родном крае и поступила в наш политехнический колледж, чтобы стать коммерсантом в сфере торговли. Я считаю, что сегодня эта профессия очень востребована, а посвятив себя ей, смогу обеспечить свое будущее.
Альберт, Лаишевское сельскохозяйственное училище:
– Уже в 9-м классе я знал, что пойду учиться в Лаишевское сельскохозяйственное училище. Во-первых, я очень люблю работать с землей и техникой. Во-вторых, уверен, что будущее именно за рабочими профессиями. Сейчас многие села находятся не в лучшем состоянии, но продолжаться так дальше не может! И наша задача – сделать жизнь на селе более комфортной и удобной для местных жителей.
Марсель, Казанский строительный колледж:
– Я студент второго курса Казанского строительного колледжа. Выбрал его потому, что наша страна на пороге строительного бума и профессия строителя как никогда актуальна. Думаю, так будет и дальше – город развивается, а это значит, что строители будут нужны всегда. После окончания колледжа планирую поступить на заочное отделение КГАСУ.
Айсылу, казанское профессиональное училище №36:
– Я с детства мечтала стать экономистом. Но в вуз поступать не захотела – с институтскими дипломами и так народу хватает. Какова же была моя радость, когда узнала, что финансистов готовят и в нашем лицее. Уверяю, образование здесь дают ничуть не хуже, чем в вузе.
Айдар, Лениногорский политехнический колледж (ПЛ №32):
– Нефтяник – это одна из самых востребованных профессий в нашей республике, поэтому я решил поступать в политехнический колледж. После окончания у выпускников не будет проблем с трудоустройством, ведь мы с первых курсов проходим практику и имеем возможность закрепиться на будущем месте работы.