«Казанские ведомости» поговорили с начальником отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функцию по возврату просроченной задолженности Дмитрием Богумелем, чтобы узнать, как работают коллекторы с должниками в Татарстане и что в их работе жалуются жители республики.
— Дмитрий Леонидович, что входит в функции вашего отдела?
— Мы обеспечиваем защиту прав и законных интересов физических лиц во взаимодействии с юрлицами, которые занимаются возвратом просроченной задолженности, ведем госреестр таких юрлиц. И конечно, на нас возложена функция государственного контроля за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр.
То есть мы рассматриваем обращения граждан и организаций по этому вопросу, проводим проверки, если нам сообщают о фактах нарушений со стороны коллекторов.
— Вы используете формулировку в соответствии с законом. В народе же такие организации просто называют коллекторами или коллекторскими агентствами. Сколько же коллекторских организаций по Татарстану состоит в госреестре?
— По состоянию на 1 июля этого года 14 организаций. По России же их более 420 организаций. С полным их списком можно ознакомиться на сайте Федеральной службы судебных приставов.
— С какими жалобами обращаются к вам граждане?
— Превышение объема телефонных переговоров, превышение числа текстовых, голосовых сообщений от коллекторов, а также сообщений с видео и фото, психологическое давление, угрозы выхода по месту жительства должников, неуведомление о привлечении третьих лиц, о намерении обратиться в суд и правоохранительные органы. Все эти методы взаимодействия с должниками запрещены и являются нарушениями действующего законодательства.
— И сколько таких жалоб поступает?
— За первое полугодие этого года поступило 493 жалобы, в прошлом году за тот же период количество жалоб составило 501.
— Вы проводите проверки по жалобам и какие нарушения чаще всего выявляете?
— Все то, на что жалуются, о чем я говорил ранее. Огромное число звонков и сообщений, угрозы, психологическое давление и так далее. Все эти методы взаимодействия с должниками запрещены и являются нарушениями действующего законодательства.
Также зафиксировано пять обращений по фактам, которые уже относятся к Уголовному кодексу, либо нарушения, не относящиеся к компетенции Федеральной службы судебных приставов. Эти обращения направлены в правоохранительные органы для проверок, либо в государственные учреждения для рассмотрения по подведомственности.
— Что это за нарушения? Чем и как угрожают?
— Например, дело в отношении одной службы взыскания. Там сотрудник — гражданин Ф. взыскивал долг, нарушая закон. Он отправлял сообщения со своего номера на номер должника с 19:51 по 19:57. Послал восемь сообщений с угрозами расправы со всей семьей должника, если тот не вернет долг, угрожал причинить вред здоровью, подвергнуть жену должника сексуальному насилию – там использовалась такая фраза «Либо жена натурой расплатится». Угрожал обратиться к работодателю супруги должника, распространить негативные сведения в соцсетях о его детях и др. То есть здесь нарушения сразу по нескольким статьям Федерального закона №230.
В Главном следственном управлении МВД по Татарстану по этому инциденту была назначена лингвистическая судебная экспертиза. Эксперт Средне-Волжского регионального центра судебной экспертизы по материалам уголовного дела сделал вывод, что в переписке представителя коллекторской организации содержится речевой акт угрозы.
ГУ ФССП России по Республике Татарстан составлен административный протокол, который был рассмотрен в Арбитражном суде РТ. И деятельность ООО «ЮСВ» по решению суда была приостановлена на 60 суток. Мы вынесли 12 постановлений о наложении штрафов на организацию. Организация эти штрафы в сумме 3,25 млн руб. оплатила в полном объеме.
— Какое наказание может ждать коллекторскую организацию за нарушения требований Федерального закона №230?
— За нарушения требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности предусмотрены:
- В части 1 штрафы для граждан от 5 тыс. до 50 тыс. рублей, для должностных лиц – от 20 тыс. до 200 тыс. рублей или дисквалификация от 6 месяцев до 1 года, для юрлиц — от 50 тыс. до полумиллиона.
- В части 2 – для должностных лиц от 20 тыс. до 200 тыс. рублей или дисквалификация от 6 месяцев до 1 года, для юрлиц – от 50 тыс. до 500 тыс. рублей либо административное приостановление деятельности до 90 суток.
- В части 3 – для учредителя, члена совета директоров (должностных лиц) от 50 тыс. руб. до 100 тыс. рублей или дисквалификация от 6 месяцев до 1 года.
- В части 4 – для граждан от 50 тыс. до 5 млн рублей, для должностных лиц — от 100 тыс. до 1 млн рублей или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года, для юрлиц — от 200 тыс. до 2 млн рублей.
— Сколько протоколов было составлено вашим отделом с начала года?
— За первые полгода было составлено 115 протоколов. За аналогичный период прошлого года было составлено 97 протоколов.
— А сумма штрафов по ним сколько составила?
— По данным на 10 июля общая сумма начисленных штрафов составила 22,3 млн рублей, за тот же период прошлого года сумма штрафов составляла 13,3 млн рублей.
— Сколько из них уже оплатили?
— Было оплачено 18,8 млн рублей, за тот же период прошлого года оплачено 2,9 млн рублей.
— Если у должника возникли какие-то проблемы с коллекторами, как подать на них жалобу в ваш отдел?
— Необходимо обратиться с жалобой на сайт УФССП по РТ, либо по телефону горячей линии 8(843)514-92-35.
В жалобе предоставляем личные данные свои, указываем нарушения, фамилии, имени, отчества сотрудников коллекторской организации, наименование организации. При наличии предоставляем детализацию входящих звонков, скриншоты текстовых сообщений, аудиофайлы.
Если такой информации много, ее можно направить по адресу ovgrk@indox.ru (с пометкой «к жалобе такого-то»). Необходимо дать согласие на обработку персональных данных.
Я напомню, что по Федеральному закону №205 служба судебных приставов может рассматривать административные правонарушения кредитных организаций. Главное управление ФССП по РТ не может не реагировать на нарушения со стороны сотрудников банков при взаимодействии с должниками.
Наиболее часто допускаемыми нарушениями со стороны сотрудников банков – это разглашение персональных данных должников еще кому-то, превышение частоты взаимодействий с должниками, нарушение временных периодов, за рамками которых взаимодействие с должниками не допускается.
Банк России разработал кредитным организациям рекомендации, учитывающие требования ФЗ №230. С ними можно ознакомится на его официальном сайте по ссылке.