Люди говорят о многом. О погоде, о ценах на базаре, о проклятой монетизации льгот, об очередях в отделах социальной защиты. И еще о том, как было хорошо раньше и как плохо стало теперь. Бывает, и спорят.
- Раньше наша страна была сильной, ее уважали и боялись, - говорят одни. - А теперь ее никто сильной не считает. Только нефть да газ из нее качают.
- Зато теперь мы живем по-человечески. В магазинах все есть, - возражают другие, как правило, имеющие возможность жить не на одну зарплату бюджетника. - Вспомните пустые прилавки!
- А вот раньше, бывало, и цены снижали, а теперь только повышают, - не сдаются первые. - И такого разделения на очень богатых и очень бедных не было. Несправедливо это!
- Ага, несправедливо, - ехидничают вторые. - А умному и талантливому стольник в зубы и глупому и ленивому тоже стольник - это справедливо? Все бедные были при той уравниловке!
- Да, бедные, но не было нищих. Чтобы полстраны нищих - это как?! - продолжают первые и вводят в спор главный, железный аргумент: - И еще был в стране порядок.
Для оппонентов это удар ниже пояса. Это козырной туз, который не кроется. На этой фразе спор обычно заканчивается, и проигравшая сторона, если она не совсем глупа, уронив голову на грудь, ретируется в глубокой печали. В душе эти люди с последним аргументом в общем согласны. Ведь неразбериха и, простите, царящий повсеместно бардак в той или иной степени достали и их.
А ведь действительно был когда-то в стране порядок. И имеются в виду не только времена отца народов, но и более поздние. Разве возможна была в советские годы такая монетизация льгот? А нынешнее издевательство над стариками? Человека, выпустившего инструкцию касательно возврата пенсионерами-льготниками долгов, сотворенных бездушным компьютером, в конце тридцатых годов расстреляли бы как врага народа (каковым он и является), в конце пятидесятых посадили, а в конце семидесятых сняли бы с работы с объявлением выговора по партийной линии или же с лишением партбилета.
Живущего не по средствам давно бы упрятали за решетку, а имущество конфисковали. Вы слышали, чтобы сегодня у какого-нибудь высокопоставленного мздоимца или казнокрада конфисковали движимость и, главное, недвижимость? Я - нет. А имеющийся разгул преступности?..
Могли бы вы представить, скажем, в году эдак семьдесят пятом, что, ложась в больницу, вам придется запасаться шприцами, лекарствами, капельницами, собственными чашками-ложками, а кое-где одеялами, простынями и подушками? Такое даже в страшном сне не могло присниться.
Словом, спору нет, порядок нужен. И все более и более раздается голосов, что нужна крепкая, твердая рука, которая установила бы этот порядок. Вы думаете, об этом мечтают одни пенсионеры? Нет. Этого желают люди средних лет, тридцатилетние и даже молодежь, знающая о прошлом нашей страны по рассказам родителей. Конечно, наиболее воспитанная и умная ее часть. За твердую руку ратует даже интеллигенция, досыта нахлебавшаяся демократических нововведений, за которые она когда-то ратовала и которые ее первую и сделали нищей и бесправной.
Кому же конкретно нужен твердый и незыблемый порядок? Вору, коррупционеру? Нет, таким наведение порядка в стране как нож острый. Им легче ловить рыбку в мутной воде, чем в прозрачной и чистой.
Бандиту? Но тогда ему придется все время сидеть в тюрьме.
Хаму? Его тотчас поставят на место.
Вот и выходит, что порядок нужен одним законопослушным гражданам. Добропорядочным и честным. Которых доят, стригут и с которых снимают по семь шкур. Именно потому, что они такие. Но они уже выигрывают у иных в спорах. А что будет дальше - еще поглядим...
Леонид
ДЕВЯТЫХ
Писатель, историк.
Казань