Кому выгодно новое такси?
news_header_top_970_100

Кому выгодно новое такси?

К Универсиаде-2013 такси Казани должны обрести американскую окраску: желтый цвет кузова, как в фильмах про Нью-Йорк. Белым цветом будут выделяться на столичных дорогах таксомоторы для «випов». Нелегальных «бомбил» обещают нещадно ловить и штрафовать по 5 тысяч рублей за каждое нарушение основных пунктов нового закона о такси.

Общим результатом станет монополизация рынка легковых перевозок и ставшее традицией в Казани повышение стоимости проезда. В этом мнении единодушно сошлись частные извозчики и пешие казанцы, опрошенные нашим корреспондентом. 
В минувшую пятницу законопроект о такси был принят на заседании Госсовета РТ во втором чтении в целом. Напомним суть документа, получившего название «О перевозках пассажиров и багажа легковыми такси на территории Республики Татарстан».
«Выезд без лицензии запрещен». Итак, деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории республики возможна лишь при наличии у перевозчика спецразрешения, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти. Оно выдается на каждую машину сроком на пять лет. Первое разрешение (так же, как и дубликат в случае потери оригинала) можно получить бесплатно в течение почти полутора лет - до 1 января 2013 года. Далее форму разрешения, срок его действия, порядок выдачи и переоформления, а также сумму оплаты определит кабмин республики. 
Такси для бедных и богатых. Машина легкового такси должна быть желтого цвета - для пассажиров эконом-класса, либо белого - для бизнес-класса. А также иметь левостороннее расположение рулевого управления. Цвета машин - белый и желтый - общепринятые для такси во многих странах. Согласно опросам они наименее аварийные.  Праворульным «япошкам» не разрешили таксовать в Татарстане, потому что пассажиру в этом случае придется выходить из машины прямо на проезжую часть. На бортах кузова положено иметь шашечки, а на крыше - желтый фонарь. 
В салоне обязательно наличие кассового аппарата и таксометра, предназначенного для расчета стоимости перевозки пассажиров и багажа исходя из установленных тарифов на единицу пробега и (или) единицу времени пользования транспортным средством. Прохождение техосмотра - раз в полгода.
Кому рулить? Для того чтобы получить разрешение на легковые перевозки, необходимо иметь статус индивидуального предпринимателя или представлять юридическое лицо. Минимальный стаж вождения не менее пяти лет. 
На покраску - больше года. Тем, кто решит работать таксистом на законных основаниях, законодатели предоставили довольно большой срок на перекраску своего авто в один из двух предложенных цветов. До 2013 года дозволяется возить пассажиров на машине любого цвета. Но опознавательные стикеры с шашечками на борту все же нужно иметь. С 1 января 2013 года за «неправильную» окраску оштрафуют: Универсиада требует единообразия - красные автобусы, желтые такси.  
«Бомбилам» советуют приготовить 5 тысяч. С 1 января 2012 года штраф за отсутствие разрешения составит 5 тысяч рублей, столько же придется заплатить за незаконную установку шашечек такси. Штрафом в 5 тысяч рублей будут караться и водители, занимающиеся частным извозом.
Как ловить нелегалов? Как пояснил один из авторов республиканского законопроекта о такси - председатель Комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев, «в наш век информатизации обнаружить их несложно. Заявки по большей части поступают через кол-центры, на улице мало кто голосует. Следовательно, проверять будем в первую очередь их».  
Закон вышел - проблемы остались. По оценке Марата Галеева, сейчас среди сторонников и противников законопроекта можно выделить две большие группы. Одни за рулем находятся профессионально - согласно данным Миндортранса РТ, сейчас в республике работают 27 тысяч предпринимателей, оказывающих услуги такси. Такси для них - основной заработок. Они исправно платят налоги. Именно этих людей законопроект защищает в первую очередь. Другие на такси просто подрабатывают, соединяя это занятие с основной трудовой деятельностью. По большому счету, это форма теневого бизнеса, с которым государство всегда будет бороться, считают депутаты республиканского парламента. 
Таксопарки возрождению не подлежат. Основная цель закона о такси - повышение безопасности перевозок. При этом сразу возникает картинка из прошлого. Из ворот автопарка стройными рядами выезжают вымытые легковушки, у которых механик проверил тормоза. А водители прошли осмотр у врача на предмет адекватности состояния и подышали в трубочку для обнаружения выпитого алкоголя. 
- Нет, возврат к советской системе больших централизованных таксопарков в массовом порядке невозможен, - считает гендиректор ООО «Туран-авто» Алишер Мавлонов. - Да, в 90-х годах такая попытка была. Закупленные машины выдали нанятым водителям. И те быстренько загнали «лошадок» в хлам, не щадя новую технику. Чего жалеть-то - не своя! Совсем другое отношение, когда человек приобрел машину за свои кровные именно для заработков на извозе. Тогда он холит и лелеет свою кормилицу. 
Поэтому наиболее жизнеспособным, по мнению руководителя автопредприятия, является тандем «юридическое лицо - частник с личным авто». Но кто же тогда проверит, в каком состоянии выехал из домашнего гаража на линию такой водитель? Есть вопрос и с другой стороны баррикад. Нынешние частники-таксисты не имеют соцзащиты. А ведь порой многие из них добросовестно крутят баранку по 10 - 12 часов.
Отдельной темой остаются так называемые кол-центры - зачастую это просто диспетчеры на домашних телефонах, распределяющие заявки горожан на таксомотор. Такой диспетчер и водитель могут так и не увидеть друг друга ни разу. В подобной связке никто из них не несет никакой ответственности перед пассажиром как в отношении сервиса, так и безопасности.  
Новый закон поднимет цены. По оценке парламентариев, основной затратой на приведение автомобиля в требуемый вид станет перекраска, которая обойдется в 15 - 20 тысяч рублей. Наш корреспондент отправился на ближайшую стихийную стоянку частных извозчиков-нелегалов, чтобы узнать мнение по поводу нового закона «бомбил» разных возрастов. 
Альберт на «десятке»: - Ага, 15 - 20 тысяч! Это если только какой-нибудь дешевенькой краской пройтись. А так покраска только одного компонента кузова обходится в сумму не меньше трех тысяч. У кого из ребят иномарки, так перекраска встанет тысяч в 40. У меня машина старая, зачем на нее тратиться? Поеду ли «бомбить» после Нового года? А куда деваться - семье кушать надо. Опасно, конечно, - подсядут для «контрольной закупки», все запишут на диктофон - не отвертишься. 
- Эх, Альберт, плохой ты психолог, - продолжает тему молодой парень из «семерки». - Опытный таксист сразу вычислит проверяющего - глаз у нас наметанный. А в официальные таксисты не пойду - слишком большие затраты. Работы хватит и нелегалам. Мы не успеваем выполнять все заявки. Уверен, узаконенное такси кто-то сильно лоббирует. Как только нас хорошенько прижмут, сразу в городе объявится пара-тройка крупных компаний, готовых мигом подхватить рынок легковых перевозок. Они-то и установят монополию с ее высокими ценами. А за ними и частники подтянутся, скинув расценки. В итоге проиграет житель Казани.
Время покажет правильность пессимистичных прогнозов обычного уличного «бомбилы» в неказистом «жигуленке». Однако прецедент такой в Казани уже есть. Помните, как только с казанских улиц убрали разношерстные маршрутки в виде «пазиков» и «газелек», так проезд в новых красных автобусах подскочил почти вдвое. Он по сию пору остается одним из самых высоких в России. Теперь в очередь за повышением встали желто-белые такси. А что, для государства никаких затрат, зато какие виды на дорогах - красота-а! Правда, эту красоту единообразия вновь оплатит рядовой казанский житель. Конечно, как положено, - по таксометру.
Кстати К категории такси отнесены автомобили, в которых помимо места водителя имеется не более восьми мест для сидения.