- Была такая деревня, Сапоги называлась. Не Валенки, не Лапти, а Сапоги. И завелся там препротивнейший кот. Все норовил в баньку забраться, когда там бабы мылись, и напугать как-нибудь: то веник уронит, то заорет истошным голосом из-под лавки в предбаннике. Его и так и эдак пытались извести - не дается, бродяга. Потом местная повитуха бабка Дуня надумала, что это не просто кот, а душа чья-то мается. Вспомнили, как в незапамятные времена какой-то пришлый бомж начал в окна бань подглядывать, и за это его мужики немножко поколотили. В больницу уж не повезли, за рекой в лесу прикопали, - Геня замолчал, раскуривая сигарету.
- Ну а дальше, дальше что? - заволновалась публика.
- А ничего. Плотину на реке построили, всех переселили, а деревня под воду ушла.
- Эх ты, Кот в сапогах, опять всякую фигню лепишь.
Граждане всех времен и народов (но теперь уже одного сословия - бомжи) стали укладываться на трубах теплотрассы, под зевки «дожевывая» свежие новости. Ноябрь еще не раскочегарился, но бригада Михалыча уже заняла свои привычные «зимние квартиры» - чтоб другие не залезли. В прошлом году всемером зиму трубили, нынче Зинка куда-то пропала. Зато вот Геня прибился.
- Слышь, Геня, а кот-то совсем пропал, что ли? - это Михалыч, скучно ему спать, вот и донимает соседа. Шкалик заначенный достал, там еще по глотку осталось. Геня не отказался от угощения.
- Пропал, пропал. Совсем пропал Кот в сапогах, - почему-то вздохнул Геня и замолчал. Михалыч понял, что не ко времени, и отвалился на боковую.
...Геночку со Светочкой еще в детском саду называли женихом и невестой. Мальчики в этом возрасте сторонятся девчонок, дразнятся, дерутся даже, а этот - пузырик тугощекий, не стесняясь гулял с ней за руку. И от других ее защищал. Однажды на новогоднем утреннике, когда девочку начал поддразнивать мальчишка в костюме мышонка, Гена подошел к нему и на весь зал: «Не трогай Свету, я - Кот в сапогах, я тебя съем!»
Так его и прозвали - Кот в сапогах. Света, когда заканчивали школу, переименовала Гену в Котенка.
Рука в руке они прожили детсадовское, школьное детство, взявшись за руки, пришли в институт. Уже никто из близкого окружения не сомневался, что дело закончится свадьбой. Сами Половинки (это их институтское прозвище) решили до поры до времени не торопиться, хотели поближе к диплому подобраться, а там...
«А там» не получилось как задумывали. Гуляли однажды вечерком Половинки по Баумана, Гена смотрит, в подворотне двое пареньков куда-то девушку тащат. Да при этом рот ей затыкают. Кот сунулся на подмогу - одному нос разбил, другому в глаз дал - в общем, разогнал хулиганов, героем себя чувствует. А тут - милиция, протоколы, разборки... Девушка из подворотни свалила все на Гену, а у хулиганов папочки крутые оказались. Словом, чтобы не доводить инцидент до несправедливого конца, Гену скоренько отчислили из института, и он ушел в армию.
На проводах Света плакала, упрекала («Куда ты все время лезешь?»), но напоследок обещала дождаться и поклялась в любви. Кота закатали в Сибирь - в ракетные войска. В своем первом письме он писал, что теперь и взаправду в сапогах, очень скучает и хочет поскорее вернуться в Казань.
В родные места удалось вырваться через полгода службы, да только по печальному поводу: умерла мать, дали отпуск. После похорон Света была главной утешительницей Кота, не оставляла его ни на минуту.
«Слушай, - сказал ей через неделю Гена, - а давай оформим квартиру на тебя. Все равно в ней еще полтора года жить некому. И тебе полегче будет, родители-то у тебя не сахар». Так и сделали.
Кот вернулся в часть, честно дослужил полтора года. А потом «смеялся май, и эхо множилось» - дембель, долгожданный дембель! Кот не написал в Казань о сроках своего прибытия, хотел, чтобы вот так - с радостными криками, улыбками на лицах, объятьями и поцелуями! Сюрприза хотел, праздника.
Сюрприз получился, но не тот, которого ждал Гена. Когда он позвонил в дверь, примчавшись с вокзала на такси... Так вот, когда он позвонил, дверь Коту открыла совершенно незнакомая женщина.
- Вам кого, молодой человек?
- Мне? - Кот от удивления чуть не сполз по стенке. - Мне Свету.
- А она здесь не живет. Они с мужем, по-моему, уже уехали в Америку, - женщина захлопнула дверь перед носом оторопевшего дембеля.
- С каким мужем? В какую Америку? - забарабанил в дверь Кот. Из глубин квартиры в ответ послышалось: «Перестаньте безобразничать, а не то вызову милицию».
Обезумевший дембель рванулся за ответом к родителям Половинки. Ее отец позвал Гену на кухню, достал из холодильника водку, разлил по стаканам: «В общем, ты прости ее, ладно? Так получилось. Светка вышла замуж и уехала с мужем за границу. Она скоро родит. А квартира?.. Квартиру она продала, потому как им не на что было ехать. Да ты выпей, выпей, Ген...»
И Гена выпил. Потом еще. Потом еще где-то. Он словно потерял реальное ощущение времени. Ходил, пил с приятелями и не очень, а в голове молоточком: «Как же так? как же так? как же так?..»
На третий день, не поспав до этого времени ни минуты, Кот ввязался в пьяную драку. Лед на реке прорвало, и она вышла из берегов. Остервенелый дембель крушил налево и направо. В итоге - «причинение тяжких телесных», «нанесение материального ущерба»... На суде Гена не стал оправдываться, ему дали два года.
Через какое-то время на зоне он получил послание от родителей Светы. Они переслали Гене ее письмо из Америки, не добавив от себя ни строчки.
«Котенок, здравствуй! Прости, что так получилось. Не держи обиды. Попытаюсь тебе объяснить. Знаешь, мы ведь с малых лет вместе, и я за тобой всегда была как за каменной стеной. Да-да, как за стеной. Ты был такой большой, что закрывал от меня все остальное. Да мне его и не надо было. Ты рядом - и хорошо! А потом тебя забрали в армию. Ну зачем ты тогда вмешался, все было бы по-прежнему, и мне не пришлось бы сталкиваться с незнакомым миром! Словом, где-то после года меня сумел увлечь Вадим. А потом я от него забеременела. Долго никому не говорила, и аборт уже поздно было делать (ну откуда я знала?). Вадим как раз хотел перебираться в США к родственникам. Он уговорил меня, мы поженились и стали оформляться вместе. Только не хватало денег. Тогда я решила продать твою квартиру. Деньги мы тебе вернем, ты не думай! Вот освоимся немного и вернем.
А еще у нас родился сын, я назвала его в честь тебя - Константином (сокращенно Кот). Я тебя все равно, все равно - ЛЮБЛЮ! Твоя Половинка».
...Геня привычно потрогал в кармане куртки письмо, поудобнее устроился на трубе и уснул, чему-то улыбаясь.
Сергей АЛЕКСАНДРОВ