Полет длился всего 18 минут
Легкомоторный самолета L410 вылетел с аэропорта Мензелинска сегодня утром — в 9:05. Полет воздушного судна продлился всего 18 минут, в 9:23 уже поступило сообщение о его крушении. Как выяснилось позже, по предварительным данным, у самолета отказал левый двигатель. Вероятнее всего, в него попала птица. Пилоты сразу же сообщили о проблеме и стали предпринимать попытки спасти людей, но пытаясь уйти от столкновения с домами населенных пунктов, летчики взяли влево и задели крылом стоящую рядом «Газель». После чего самолет перевернулся и рухнул на землю, а из бензобака судна начал литься керосин.
Первыми на место крушения выехали жители расположенных неподалеку населенных пунктов. Они видели, как самолет падал и сразу же поехали спасать людей.
На борту было 22 человека из семи регионов России, двое из них оказались пилотами. Также было шесть инструкторов и 14 — парашютисты, планировавшие сегодня совершить прыжок в Мензелинском филиале Центрального аэроклуба РТ ДОСААФ России. Количество о выживших сразу стали разниться. Изначально появилась информация о семи выживших из 23 находившихся на борту судна. Однако позже эту информацию опровергли.
Оказалось, что сотрудники госпитализировали одного из родственников пострадавшего, которому стало плохо на месте трагедии. Его ошибочно приняли за выжившего в падении, из-за чего количество людей, находившихся на борту судна варьировалось от 22 до 23. В итоге, по официальным данным, на борту судна находилось все-таки 22 человека.
«Главное, нет травм головы и шеи»: что сейчас с выжившими
На месте происшествия работали 47 спасателей и 19 единиц техники, после произошедшего туда выехал Президент Татарстана Рустам Минниханов, который осмотрел место трагедии.
«По той информации, которую я получил, в 9.05 самолет взлетел. На высоте 70 метров пилоты доложили, что один левый двигатель отказал и попросили вынужденную посадку. Полет, как мы видим, длился недолго. Так как впереди были населенные пункты, они уходили налево, шли на посадку. Но видимо, высота не позволила, в этом месте, где мы стоим, стоял автомобиль „Газель“. Они задели его крылом, летательный аппарат перевернулся, и произошла трагедия», — сказал Минниханов на месте катастрофы.
После этого Президент РТ направился в Челнинскую БСМП, куда транспортировали четырех пострадавших в катастрофе. Основные травмы у пострадавших парашютистов — переломы, значит, в ближайшее время пострадавшие должны восстановиться. «Главное, нет травм головы и шеи, что позволяет сохранять стабильное состояние пострадавших», — сообщили в медучреждении Минниханову.
Еще один парашютист проходит лечение в Мензелинской ЦРБ. Состояние одного из пострадавших оценивается как крайне тяжелое, его вертолетом доставили в Казань, в РКБ.
«Люди кричали, там было мясо»
После сообщений о трагедии корреспондент нашего издания отправился на место. Около 12 часов дня к зданию аэроклуба стали постепенно стягиваться родственники, друзья и знакомые погибших. О масштабах трагедии говорило и количество прибывающих машин правоохранительных органов и скорой помощи.
Сначала мы обратились к стоящим на посту охранникам, которые обсуждали между собой падение самолета. Но от комментариев они тактично отказались, сославшись на то, что в здании уже работают правоохранительные органы, а о причинах падения они ничего не знают.
Недалеко от входа в здание стояла группа девушек, это оказались работники социальных служб, а также самого аэроклуба. Комментировать они тоже ничего не стали, отметив, что говорить о произошедшем может только руководитель аэродрома.
Затем мы направились уже непосредственно в само здание, где к этому времени начали собираться родственники погибших и пострадавших. С ними работали как психологи МЧС, так и отдельные специалисты, приехавшие специально из Мензелинска. Например, психолог Гульфинур Нуртдинова поделилась, что родственники пока находятся в шоковом состоянии, помощь им нужна скорее в виде успокоительного.
Если говорить о самом здании аэроклуба, то можно отметить, что оно не сильно большое, несколько корпусов, где хранится летательное оборудование, а также столовая, комнаты для инструктажа и хозблоки.
Именно во дворе аэроклуба и стали скапливаться родственники погибших и пострадавших. Первыми, с кем удалось поговорить стали родные пилота Михаила Беляева. Они отметили, что он был очень хорошим летчиком. Он хорошо управлял не только самолетом, но и автомобилем. Они всегда старались ездить только с ним, ведь Беляев никогда не нарушал правила.
«Он всю жизнь летал. Он больше ничего другого не умел, он был пилотом высшего класса. Он летал с 19 лет. Он до этого был военным летчиком военно-транспортной авиации», — рассказал родственник Беляева.
Они утверждают, что единственной причиной катастрофы мог стать только отказ двигателя. В профессионализме Беляева уверена и его дочь Анастасия. Воспоминаниями о нем она поделилась в своем Instagram-аккаунте. «Это был летчик, ас в своем деле. И все, кто его знают могут об этом сказать», — отметила девушка.
Также в в ее Instagram-аккаунте можно встретить много фотографий на фоне самолета в Мензелинске. На одном из кадров девушка стоит рядом с мужчиной на фоне воздушного судна, внизу фотографии подпись: «С папой».
Сегодняшняя катастрофа унесла жизнь и опытного парашютиста Игоря Алексеева. Всего лишь пять дней назад, 5 октября, он отметил свой 51-й день рождения. Его жена Наталья рассказала, что в аэроклуб из Ижевска он приезжал каждые выходные.
«Он совершил 7 тыс. полетов. Никогда экстренных ситуаций не было. У нас осталось двое детей. О трагедии я узнала из СМИ, мы из Ижевска. Муж приезжал сюда на работу», — рассказала женщина.
Как правило, еще до приезда спасателей в таких экстренных ситуациях первыми на месте оказываются очевидцы. Так получилось и в этот раз. Недалеко от аэроклуба располагаются частные дома, в один из них зашли журналисты. Во дворе дома семья занималась своими делами. Увидев журналистов, они сразу же рассказали детали произошедшего, объяснив, что после падения самолета мигом отправились к месту трагедии, ни минуты не размышляя и не задумываясь.
«Мы сразу туда побежали [на место крушения]. Люди кричали. Мы вытаскивали людей. Скорую помощь вызвали, по-моему, с электросети. Там мясо было. Кто был жив, тех вытащили, окно раскололи», — рассказал журналистам очевидец трагедии.
По его словам, самолет летел в обычном направлении, никаких изменений траекторий мужчина не заметил. Другие же жители говорят, что даже не слышали падения самолета. О произошедшем они узнали только от столпившихся недалеко от места крушения людей. По их словам, после произошедшего туда приехали и родственники погибших и пострадавших, и репортеры, и просто зеваки из соседнего Мензелинска.
«Сегодня случилась страшная трагедия»
На месте трагедии находился и глава Мензелинского района РТ Айдар Салахов, который вел общение с родными погибших и пострадавших.
«Сегодня случилась страшная трагедия. Ребята парашютисты в 9 часов 3 минуты взлетели, буквально через две-три минуты летчики набрали высоту и самолет упал. В итоге два члена экипажа и 20 человек пассажиров, из них шесть инструкторов. Получается 14 парашютистов, которые должны были в тандеме вместе с инструкторами прыгать. По предварительной версии, может быть, в двигатель попало что-то, может быть, птица. Левый двигатель отказал. Летчики, чтобы не приземлиться, не упасть на населенный пункт, взяли влево. Хотели, видимо, дотянуть до аэропорта» — рассказал он журналистам.
Салахов подчеркнул, что пилоты воздушного судна были опытные и летали не в первый раз.
«Буквально в 500 метрах от взлетной полосы самолет упал, перевернулся. В итоге из 22 человек шесть выживших, остальные погибли. Все службы отработали оперативно. Выживших увезли в БСМП Набережных Челнов. Одного пострадавшего в очень тяжелом состоянии санавиация доставила в Казань. Вся работа организована», — подчеркнул спикер.
Салахов напомнил, что аэроклуб может одновременно принять 200 человек. Здесь есть отдельные комнаты, гостиница столовая, а на местах работают психологи, врачи.
«Самолет по авиационным меркам не очень старый и не очень новый. Техобслуживание проводилось недавно. У самолета небольшой налет в часах. Следователи ведут работу, однозначно сейчас будут комиссии. Пока аэропорт работать не будет. Всех погибших из самолета оперативно вытащили, сейчас идут следственные мероприятия», — рассказал он.
«Трагедии невозможно было избежать»
Долгое время журналисты не могли поймать директора Приволжского АСК ДОСААФ России Равиля Нурмехаметова. Сделать это удалось уже только ближе к вечеру.
В своем спиче он отметил, что у пилотов не было возможности избежать катастрофы, поскольку самолет был уже в воздухе.
«Самолет достаточно хороший, хорошо спроектирован. Он может садиться в полях и взлетать с полей. Можно было на воду [приземлиться], можно было в поле. Тут надо разбираться, это человеческий фактор или технический. Трагедии нельзя было избежать, он был в воздухе, никаких предпосылок не было», — сказал Нурмехаметов.
По его словам, самолет был исправен, а пилоты были очень опытными. Поэтому произошедшее стало настоящим шоком.
«Это надо расследовать, чтобы не было разных слухов, домыслов. Мы работаем не первый год, нам 18 лет. У нас тренируются космонавты уже больше десяти лет. Все люди аттестованы и обучены. Для нас это шок», — отметил он.
На время пока расследование не закончится, а все обстоятельства произошедшего не будут выяснены, аэроклуб работать не будет.
«Мы приехали просто посмотреть, стало интересно»
Побывали мы и на самом месте крушения самолета. К нашему приезду весь участок уже был отцеплен правоохранительными органами, к самолету уже никого не пускали.
Запрещена была и близкая фото- и видеосъемка. Делать это можно было только в метрах 700 от падения самолета. Мы приблизиться всего на несколько метров, но к нам сразу же подбежал сотрудник правоохранительных органов и попросил убрать телефоны.
Такие масштабные трагедии всегда собирают большое количество зевак. В надежде найти первых очевидцев произошедшего мы подошли к семейной паре, которая стояла на холме. Но получили довольно неожиданный ответ.
«Нет, мы не очевидцы, мы здесь живем недалеко, приехали чтобы просто посмотреть», — сказали они.
«У летчиков не было выбора»
Своей версией трагедии поделился и один из выживших парашютистов. Изданию «Татарстан 24» он рассказал, что был отказ одного из двух двигателей после взлета. Самолет L-410 может держаться в воздухе при работающем одном двигателе только со снижением. Полет был управляемым.
«У летчиков не было выбора, было объявлено предупреждение в салон о готовности к жесткой посадке. Было буквально несколько секунд, чтобы подготовиться», — рассказал он.
Нашему изданию также удалось дозвониться инструктору Мензелинского аэроклуба Олегу Широнову. В разговоре с журналистами он рассказал, что парашютисты не могли выпрыгнуть из самолета в момент крушения. Поскольку высота была слишком маленькой.
«Люди не могли спрыгнуть с парашюта, там была маленькая высота. Аварийное покидание воздушного судна от 500 метров. Причина крушения — птица попала в двигатель. Сейчас осень, перелетные птицы летают», — сказал Широнов.
По его словам, оба летчика были настоящими профессионалами и имеют очень большое количество часов налета.
«Один военный летчик, один летчик гражданской авиации. Огромное количество налетов, оба имеют допуск к командированию воздушного судна. Оба летчики-инструкторы. Оба работают более десяти лет», — подчеркнул он.
Начальник парашютной службы Мензелинского аэроклуба Сергей Филатов рассказал RT, что все произошло почти мгновенно. Самолет только взлетел, сделал разворот и практически сразу упал.
«Стопроцентно, что что-то произошло с двигателем. Самолет потерпел крушение, погибли люди. Причина пока неясна, сами сейчас ждем экспертов, которые определят причину», — заявил Филатов.
Сейчас в Татарстане заработала горячая линия поддержки для родственников и знакомых погибших и пострадавших катастрофе. А в онкологическом диспансере Набережных Челнов открыт пункт информационной и психологической поддержки, где работают девять психологов. Обратиться за помощью может любой желающий. Кроме того, в ближайшее время Кабмин РТ разработает меры поддержки семьям погибших и пострадавших в результате крушения самолета в Мензелинске.