- Когда солдат приходит в армию, имея категорию В и С, он может претендовать на должность водителя. Для этого ему необходимо пройти обучение и сдать экзамен - 400-километровый марш. Это организованная колонна военнослужащих, которые проезжают расстояние по определенному маршруту. При успешном обучении, а также сдаче экзаменов и зачетов военнослужащий назначается на должность водителя.
- Что входит в обязанности армейского водителя? Правда ли, что ему необходимо заниматься и ремонтом авто?
- В обязанности водителя входит движение по определенному маршруту, соблюдая правила дорожного движения. Кроме того, он должен сообщать о неисправности своего транспортного средства. Не все солдаты срочной службы имеют техническое образование, поэтому требовать от них починки автомобиля мы не можем. Однако поставить в известность специалистов, если течет масло или что-то стучит в ходовой, водитель обязан. Стоит отметить, что машины осматриваются перед каждым выездом.
- Какие еще осуществляются проверки?
- Утром перед выходом в рейс мы проводим технический и медицинский осмотр. Врачи узнают самочувствие водителя - измеряют пульс, давление, а также проверяют на состояние алкогольного опьянения. Кроме того, проводится и досмотр документов. Помимо привычных гражданским водителям - удостоверения, страховки, паспорта технического средства - мы еще проверяем наличие путевого листа. В нем должно быть указано время выезда, километраж и маршрут.
- По какому маршруту передвигаются солдаты?
- Водители ездят по разным маршрутам для перевозки курсантов или необходимого имущества. Чаще всего они отправляются на полигон или в военные училища, в которых мы проводим обучающие занятия о безопасности на дорогах.
- А за безопасностью военнослужащих на дорогах отвечает военная автомобильная инспекция…
- Да, ВАИ занимается обеспечением безопасности военных водителей на дорогах. Наша работа схожа с деятельностью ГАИ, но мы делаем упор именно на военнослужащих. Следим за порядком на дорогах, чтобы солдаты не нарушали правила.
- А какие нарушения характерны обычно для военных водителей?
- Чаще всего по мелочи - непристегнутый ремень безопасности, выключенные фары, отсутствие огнетушителя или аптечки. Хотелось бы отметить, что военные автомобилисты ведут себя аккуратнее на дорогах, чем гражданские, - все-таки армия воспитывает. Если есть нарушения, то срочники несут дисциплинарную ответственность - лишаются увольнения, получают выговор, а контрактники оплачивают штраф. У нас есть и свои нормативно-правовые документы, согласно которым автомобилист несет ответственность, к примеру, за отклонение от маршрута. Автомобиль должен эксплуатироваться в определенное время в определенном месте. Если же техника выехала вне наряда - позже или раньше, то машина возвращается в парк, идет выяснение, по каким причинам это произошло. После этого водитель понесет за нарушение дисциплинарное наказание. В последнее время водители стали нарушать ПДД гораздо реже.
- По какому принципу идет проверка военных автомобилей на дорогах?
- У нас есть подвижные и стационарные посты. На стационарных мы можем останавливать все проезжающие мимо военные автомобили. Тогда проверяем документы водителей, в том числе и путевой лист с указанием маршрута. Такие посты расположены в основном на выездах из города и там, где чаще всего передвигается военная техника. Работая на подвижных постах, инспекторы ВАИ могут остановить автомобиль только при явных нарушениях.
- Выявляете ли правонарушения гражданских автомобилей?
- В кодексе прописана статья о выявлении правонарушений граждан. Мы можем остановить такие автомобили, выявить нарушение и передать в ГАИ на рассмотрение дела. Мы же никак повлиять на невоенных водителей не можем.
- С какими структурами взаимодействуете?
- Мы сотрудничаем со всеми надзорными органами - прокуратурой, военно-следственным отделом, ГИБДД, МВД, ФСКН. К примеру, со службой по контролю за оборотом наркотиков проводим различные акции, в ходе которых проверяем водителей на содержание алкогольных и наркотических веществ. Как правило, среди военнослужащих, конечно же, ни алкоголиков, ни наркоманов нет. С ГИБДД проводим сопровождение воинских колонн, а также согласовываем маршруты движения автомобилей. Если же происходят нарушения, которые мы не можем рассмотреть, то обращаемся в прокуратуру. К примеру, случается, что автомобильный парк или гараж находится в плохом состоянии, что недопустимо. По решению прокуратуры парк могут закрыть.