Ксения Собчак: Хочется, чтобы после фильма осталось ощущение неоднозначности

Фильм «Дело Собчака» был показан в кинотеатре «Порт» (РК «Ривьера»). Перед показом почти двухчасовой картины казанские зрители смогли пообщаться с Ксенией Собчак. В фильме Ксения выступает как журналист. Она берет интервью у людей, сыгравших большую роль в жизни ее отца - известного политического и общественного деятеля, мэра Санкт-Петербурга Анатолия Александровича Собчака.

news_top_970_100

«Дело Собчака» - детальное документальное кино-расследование. Вместе с режиссером Верой Кричевской Ксения Собчак дает слово соратникам и оппонентам Анатолия Собчака, знакомится с уголовным делом, перечеркнувшим его карьеру. 

О технологии травли и анатомии аппаратных игр 

- Мы постарались сохранить объективность, чтобы ни в коем случае это не был мемориальный фильм. Меня часто спрашивают, почему наше кино появилось сейчас. Это совсем никак не связано с прошедшими выборами Президента России. Работа над фильмом началась задолго до этого события. 

«Дело Собчака» - это не политическое заявление, не агитация за что-то или против кого-то. Наша цель была показать то время, показать технологию травли, анатомию того, как ведутся аппаратные игры. 

Реальные участники тех событий уже не боятся об этом говорить. Они понимают, что это дела давно минувших лет. Прошло уже 18 лет, и они откровенно рассказывают о том, как проходила эта аппаратная война. И это самое интересное в нашем кино. Там есть определенная детективная драма. 

Судьба моего отца - это не просто судьба моего отца, которая мне интересна как дочери, это детальный, как на столе патологоанатома, разбор того, как делалась наша история. 

Мы провели серьезное журналистское расследование и даем в фильме только те факты, которые имели много свидетельств и подтверждений. Каждая фраза каждого героя подвергалась тщательной проверке. Конечно, были недосказанности, нестыковки.

Но надо понимать, что люди говорили о начале 90-х. Все-таки времени много прошло, а человеку свойственно переписывать историю в своей голове. И они не специально обманывают. Просто каждый помнит события по-своему. 

Об интервью с Президентом России

- Самое короткое интервью было с Владимиром Владимировичем Путиным, и длилось оно 1 час 20 минут. Это очень много, если учитывать, что изначально на встречу нам давали 15 минут. Другие интервью длились по 3 - 4 часа. Надо понимать, что это огромное количество интереснейшего исторического материала. Но в каждом интервью приходилось вырезать огромные куски, сокращать.

Когда говорят «У вас в фильме много Путина!», это неправда. Владимир Путин - всего лишь один из героев фильма. Из 1 часа 20 минут интервью в фильм вошло всего 6 минут. Для сравнения - Чубайс в кадре 15 минут. 

В нашем фильме Владимир Владимирович впервые выступает не как Президент России, а просто как один из очевидцев событий, о которых мы рассказываем. Мы не делаем на нем акцент, хотя взять интервью у Президента России - это журналистская победа и удача. Но фильм не о том, как я беру интервью у Президента России. Фильм о том времени, о той драме, которая разыгралась в Санкт-Петербурге вокруг выборов губернатора. 

Мы послали Владимиру Владимировичу флешку с записью фильма. Но посмотрел ли он его, не знаю. У меня такой информации нет. 

Об абсолютном вранье и клевете 

- Самая моя нелюбимая часть этого кино, но неизбежная - когда мы рассказываем о сути уголовного дела против моего отца, когда пытались связать расширение квартиры Собчака на Мойке с делом строительной компании, которая занималась реновацией домов. 

Это 122 тома уголовного дела, до которых мы были допущены. Мы ходили в прокуратуру как на работу, изучали документы, потому что их нельзя выносить. Все эти годы дело было засекречено. Если честно, знакомилась с делом с некоторой опаской. Я ожидала, что найду там подтверждения того, что отец был замешан в махинациях. И когда оказалось, что это абсолютное вранье и клевета, для меня это было большое облегчение. 

Приведу всего один пример. Перед выборами губернатора Санкт-Петербурга в прессе был опубликован документ, якобы подтверждавший факт, что мэр Собчак давал преференции некой строительной фирме, а они в свою очередь помогали ему разменять квартиру. 

Мы находим в уголовном деле эту бумагу и понимаем, что это не весь документ, это только его первая страница. Он заканчивается на оборотной стороне, а внизу страницы дата и подпись Анатолия Собчака с его резолюцией: «С какой стати? Отменить, и никаких льгот!» Эту страницу никто не печатает! И таких примеров очень много. И ты понимаешь, как в России легко можно разрушить любую репутацию через СМИ.

Хочется, чтобы после просмотра картины у зрителей осталось ощущение неоднозначности. Фильм получился, как я задумывала, сложным, он не черно-белый, в нем нет правильных и неправильных ответов на вопросы. 

news_right_column_240_400