Напомним, в ночь с 20 на 21 декабря 2002 года Дмитрий Шалаев был обнаружен случайным прохожим в бессознательном состоянии сильно избитым и без верхней одежды. К приезду милиционеров и медиков Дима уже был мертв. Проломленный череп, кровоизлияние в мозг, разрыв почки и сильный мороз не оставили ему никаких шансов на темной безлюдной улице Черноморской, практически рядом с домом, где он жил. Последний раз живым и здоровым Диму видели вечером на улице Тинчурина, откуда он после встречи с одноклассниками отправился один домой.
Поиск преступников по горячим следам результатов не дал. Дело затянулось, и только после того как спустя почти месяц глава МВД республики публично выразил неудовольствие по этому поводу, подозреваемые были выявлены и задержаны буквально на следующий день. Ими оказались молодые парни, жившие неподалеку, - Баранов и Сабитов.
Они дали признательные показания, улики также были против них. В ходе расследования выявился один момент, который, к сожалению, на предварительном следствии так и не был выяснен до конца.
Как оказалось, в ту ночь Дима Шалаев был избит и ограблен дважды. По показаниям Баранова и Сабитова, они повстречали потерпевшего на улице Черноморской уже раздетым и сильно избитым. А потому попросту решили воспользоваться беспомощным состоянием прохожего и обобрать его. Однако тот начал оказывать сопротивление и даже попытался убежать, вот и пришлось его малость попинать, после чего они забрали у него кошелек, в котором лежали всего 9 рублей.
Следствием были установлены свидетели, опознавшие по фотографии в Диме Шалаеве избитого мужчину, которого они видели на улице Батурина. А в парке "Черное озеро" под новогодней елкой был найден испачканный кровью паспорт Димы.
Как он попал туда и как Дима на пути с улицы Тинчурина на Квартал вдруг оказался на улице Батурина, установить не удалось.
По мнению вдовы Димы Людмилы Карташовой и адвоката Олега Лукьянова, представляющего в этом деле ее интересы, расследование этого момента, порученное в мае прошлого года прокуратуре и УВД Вахитовского района, было проведено формально, для отписки. Да и времени с момента происшествия прошло немало.
- В таких случаях нужна кропотливая работа, требующая немало времени, - сказал Олег Лукьянов. - А если сыщики и следователи по горло заняты расследованием текущих дел, откуда же взяться энтузиазму на копание в делах минувших?
Таким образом, дело по факту гибели Дмитрия Шалаева оказалось разбитым на два эпизода: батуринский и черноморский. И если первый так и остался невыясненным, то по второму следствие, проведенное прокуратурой и милицией Московского района, полностью доказало вину обоих подозреваемых.
Правда, один из них - Сабитов - до суда не дожил. Помещенный в следственный изолятор, он в конце июня прошлого года поссорился с одним из сокамерников. Меж ними возникла драка, в которую вмешались сотрудники СИЗО. Они и разняли драчунов. Однако ночью сокамерник набросился на спящего Сабитова и задушил его. Как говорится, покарал суд божий.
Второму преступнику, который постарался переложить основную тяжесть вины на своего погибшего приятеля, суд государственный определил провести 9 лет на строгом режиме и выплатить вдове потерпевшего 50 тысяч рублей в качестве компенсации за причиненный моральный и материальный ущерб.
- Жизнь мужа деньгами не измерить, - заявила после оглашения приговора Людмила Карташова. - Я не теряю надежды с помощью адвоката заставить правоохранительные органы заняться детальным расследованием всех обстоятельств, случившихся на улице Батурина.
По мнению вдовы, ее муж никак не мог по своей воле оказаться на той улице, в стороне от дороги домой. Она припомнила, что Дима собирался после встречи с одноклассниками заглянуть в "Пирамиду", где в тот вечер проходило шумное мероприятие. По этому поводу в районе было усилено милицейское патрулирование. В связи с этим у вдовы есть две версии случившегося. Первая - ее муж нарвался на каких-то подгулявших подонков, которые, оглушив Диму, отвезли на машине или отвели под руки на Батурина, где жестоко избили и обобрали. После чего отвезли на Черноморскую и бросили там, где на него потом наткнулись Баранов и Сабитов.
- Не мог сильно избитый человек, тем более раздетый, в такой мороз преодолеть столь большое расстояние, - уверена Людмила Карташова.
Вторая версия вдовы - "милицейская". Помните про усиленное патрулирование? Подвыпивший Дима мог попасть в поле зрения стражей порядка. А далее как в известном фильме "Убийство на Ждановской". Милиционеры-"отморозки" необоснованно и грубо задерживают слегка выпившего мужчину, а узнав, что он - офицер госбезопасности, и испугавшись ответственности, жестоко избивают его, а затем с ведома своего начальства вывозят на машине на отдаленный пустырь, где окончательно добивают и бросают как жертву неизвестных грабителей.
Конечно, зам. редактора "молодежки" - это не сотрудник центрального аппарата КГБ. И все же стань факт необоснованного и грубого задержания журналиста достоянием гласности, честь мундира казанской милиции была бы сильно запятнана.
Но все это лишь версии. Истинные обстоятельства первого избиения и ограбления Димы Шалаева пока в тумане, и рассеять его нелегко.
- Лев напал на антилопу, загрыз ее, наелся и ушел, оставив после себя объедки, на которые потом накинулись гиены, - сказал Олег Лукьянов. - Похожая ситуация и в этом деле. "Гиены" установлены и понесли, каждая по-своему, наказание, а вот "лев" остался в стороне.
- То, что случилось с Димой, может произойти с любым человеком, - подытожила Людмила Карташова. - Мы беззащитны перед криминалом, который особо бесчинствует, когда чувствует, что правоохранительные органы относятся к своим обязанностям спустя рукава.
Владимир СТОЛЯРОВ.