«Пострадавшим от нападения оказана скорая медицинская помощь», - как часто нам приходится слышать эту фразу в криминальных сводках. Но в последнее время все чаще «Скорая» сама становится объектом нападения.
ТОНОМЕТР ПРОТИВ БИТЫ - КТО ПОБЕДИТ?
Недавно фельдшера «Скорой», молоденькую Зухру Шагивалееву, прибывшую на вызов, так сильно толкнули, что она, упав, порвала связки на ноге, в итоге - гипс. В другого врача кинули табуреткой. Третий врач приехал по вызову, а квартира оказалась, мягко говоря, с криминальным уклоном. И куражась, хозяин приставил к голове врача заряженный пистолет...
Особый случай произошел совсем недавно в поселке Левченко. Оставив машину на въезде, двое медиков пошли разыскивать нужный дом, но по дороге были перехвачены подростками, один из которых, между прочим, приходился сыном женщине, вызвавшей «скорую». Врач Рустем Касымов рассказывает: «Иду впереди, вдруг слышу сзади звук удара. Оборачиваюсь - фельдшер, что шел позади меня, лежит на земле. Оказалось, ни с того ни с сего его ударил один из подростков». Тут же удар по лицу получил и сам Касымов. Агрессивно настроенные юные отморозки были вооружены бейсбольными битами (этот спортинвентарь - страшное оружие). А врачу пришлось отбиваться... тонометром - весьма «хилым» прибором для измерения давления. Хорошо что на крики подоспели милиционеры и отбили врачей от подростков. Медикам теперь бы самим стать пациентами «Скорой», но... долг есть долг - помощь больной женщине оказывали врач, истекавший кровью, и фельдшер с сотрясением мозга. И только после этого они отправились в БСМП, где Рустему Касымову хирурги зашили губу.
Впрочем, можно рассказать еще много историй о том, как по-хамски относятся к людям в белых халатах те, кто сам же призывает их на помощь. Их берут в заложники наркоманы, травят сторожевыми овчарками, им приставляют нож к горлу, требуя наркотические препараты, угрожают, если «скорая» приехала не слишком быстро, за отказ на госпитализацию и т.д.
Официальной статистики этих нападений, правда, не ведется, так что сколько всего врачей «Скорой» получают травмы при исполнении служебных обязанностей, неизвестно.
ЭТО МЫ, ГОСПОДИ?
Вопрос, почему нападают на медиков, даже не уместен. Понятно, что среди вызывающих «скорую» есть психически неуравновешенные люди, но таких медики даже не принимают во внимание, понимая - это больные. Самое страшное, что нападают на них нормальные гомо сапиенс. Рустем Касымов объясняет эту ситуацию так: «Общество мельчает, все больше появляется асоциальных семей, людей, для которых нет такого понятия, как уважение к окружающим, тем более врачам, нет вообще никаких моральных устоев. Они живут спинным мозгом...» Хлестко, но верно. Например, Зухра Шагивалеева пострадала при вызове на проводы, где водка лилась рекой; на Касымова и его коллегу также напали отпрыски потомственных алкашей...
И дело даже не в том, что медики «Скорой» то и дело попадают на больничный, лишая свою службу тем самым возможности своевременно оказать помощь другим людям.
И дело также не в том, что гораздо тяжелее, чем физические травмы, врачи переживают травму душевную: «Мы, дав клятву Гиппократа, несем людям избавление от боли, несем жизнь, а нас за это... битой по лицу...»
Главное то, что ситуация, накаляясь, никак не решается. Медики законом не защищены перед подонками.
ПРОЩАЙ, ОРУЖИЕ!
Официального разрешения вооружаться против хулиганья медикам никто не давал, и можно быть уверенным - не дадут. Выходом из ситуации было бы сопровождение бригад, едущих на вызов, нарядом милиции. Но у нас и милиционеров, и денег на охрану, как известно, катастрофически не хватает. Хотя подобный опыт был введен в Красноярске - и вот результат: ни одного случая нападения на врачей «Скорой», хотя пиковых ситуаций только за первые две недели дежурства милиции было 70!
Так что на сегодняшний день единственное оружие врачей - слово убеждения. Как известно, против агрессивных типов не слишком убедительное. А уж если нападут, медики могут рассчитывать только на заведение уголовного дела, но суды у нас, как правило, очень лояльны к хулиганам, а потерянное здоровье даже через суд не вернешь.
Так что вопрос о правовой защите медиков остается открытым. Но несмотря на неприятные инциденты, врачи службы «03» продолжают свой опасный труд, не зная, что ждет их за дверями очередной квартиры. Как говорил герой одного фильма о своем ежедневном выходе на работу: «Я не скажу, что это подвиг - но что-то героическое в этом есть». Похоже, то же самое можно сказать и о медиках.
Светлана ГОРДЕЕВА.