Кто они - мошенники XXI века?

news_top_970_100

Еще недавно образ мошенника у нас ассоциировался с жуликоватыми личностями, которых можно встретить на улице. Но печальная статистика демонстрирует совершенно иную картину. По данным МВД России, за прошлый год 17 из 20 преступлений в стране были совершены с использованием интернета. В Татарстане ущерб от киберпреступлений превысил 5,7 млрд рублей - такие данные озвучил министр внутренних дел по республике Дамир Сатретдинов, выступая недавно на заседании Госсовета РТ.

Так как выглядят мошенники XXI века? Кто эти работники VPN и клавиатуры? Подробно об этом - в материале «КВ».

Не время для одиночек

Сводки преступлений в российских регионах заставляют хвататься за голову. Еженедельно в каждом крупном городе десятки людей своими руками отдают деньги в руки аферистов. Почему так происходит?

Современные технологии всерьез развязали руки злоумышленникам. Каким образом - опишем несколько позже. А пока поговорим о главном: времена мошенников-одиночек остались в прошлом.

Теперь выманивание денег у доверчивых людей поставлено на поток и превратилось в бизнес. Да, бесчестный и незаконный. Но существующие риски заставляют его организаторов только серьезнее подходить к своему делу.

Мошенники действуют в составе организованных групп со своими исполнителями и руководителями. И пока первые таскают каштаны из огня, вторые годами могут оставаться безнаказанными.

Звонари и работяги

Прежде всего мошенникам нужно выманить деньги у жертвы. Повод для коммуникации не имеет особого значения, в основе чаще всего лежат методы социальной инженерии. Жертву нужно дезориентировать, обмануть или напугать. А лучше - все сразу.

Общение может проходить по телефону или в мессенджере. Так кто же этим занимается? Сотрудники по найму, которые сидят у себя дома или в специально оборудованном кол-центре. Еще недавно таким вот обзвоном занимались заключенные, находящиеся в колониях. А теперь таких сотрудников ищут по объявлениям.

Часто их называют обзвонщиками или звонарями. Вообще, в среде мошенников или, как их теперь часто называют, скамеров низовых сотрудников обычно называют воркерами. С английского это переводится как «работник».

Конечно, объявления об их найме не найдешь в городской газете или на приличном сайте. Но и нельзя сказать, что рекрутеры особенно прячутся. Их чаты несложно обнаружить в мессенджерах, предложения о «подработке» - на специфических интернет-ресурсах. Скрывают ли они преступную подоплеку такой вот подработки? Да не особо.

Здесь нужно понимать, что, работая в сети, злоумышленники чувствуют некоторую безнаказанность. Им кажется, что достаточно соблюдать ряд правил безопасности и тогда их никогда не поймают. Ведь они используют подставные телефонные номера, IP-телефонию, VPN и прочие хитрые технологии, чтобы запутать следы. Потому очень многие соглашаются на риск.

Во-вторых, воркерами у мошенников становятся не от хорошей жизни. Часто это отчаявшиеся люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. Зачастую это очень молодые, даже несовершеннолетние, не понимающие, насколько рискуют.

Здесь также хотелось бы разоблачить миф о невероятной хитрости телефонных мошенников. Да, алгоритмы их разговоров пишут очень умные люди, разбирающиеся в тонкостях человеческого мышления. А вот рядовые исполнители частенько не отличаются особым умом и сами могут растеряться в общении с жертвой.

Финансовые цепочки

Итак, жертва таки попалась на крючок и перевела деньги. Мошенники могут праздновать победу? Как бы не так. Такие транзакции могут быть легко отслежены правоохранителями.

Здесь нужно понимать, что средства были переведены не самому мошеннику, а его посреднику - так называемому дропу. Это владелец банковской карты, который за небольшое вознаграждение оказывает услугу аферистам. Ему приходит некая сумма, которую он по цепочке направляет следующим переводом. Такое вот отмывание денег.

Дропами часто становятся сознательно, их также находят по объявлениям. Срабатывает ложное чувство безнаказанности, но напрасно - статистика показывает, что именно дропам часто приходится возмещать материальный ущерб потерпевшим. Да и реальный срок они вполне могут схлопотать.

Чаще всего по собственной воле в дропы идет молодежь, которой всегда не хватает денег. А еще нередко в этом амплуа выступают бездомные, зависимые от алкоголя и наркотических средств маргиналы.

Также дропов часто обманом рекрутируют среди несовершеннолетних или пенсионеров, не объясняя, что те участвуют в нелегальной деятельности. Но дропом можно стать и не зная того. Для этого мошенники придумывают массу схем, но большинство из них сводится к тому, что случайному человеку приходят деньги на карту. А дальше его просят вернуть их, но не на тот счет, с которого пришел перевод, а на третий. Имейте в виду, такая просьба может быть тревожным звоночком.

«Инкассаторы» и водители

В наше время бытует мнение, будто нет способа надежнее спрятать деньги, чем цепочка онлайн-переводов и криптовалюта. Но практика показывает, что чаще украденные деньги проще превратить в наличные.

После того как деньги прошли через цепочку дропов, в дело вступают обнальщики или, как еще их называют, инкассаторы. Они объезжают банкоматы и снимают полученную прибыль в виде наличных.

Здесь уже не бывает случайных людей, найденных по объявлению. Как правило, обнальщики - это постоянные участники преступной группы. Они могут выглядеть по-разному, но должны оставаться достаточно неприметными, чтобы не попадать в поле зрения правоохранителей. А еще достаточно крепкими, чтобы не бояться носить с собой крупные суммы.

В схожем амплуа выступают курьеры. Они приезжают к жертве домой или в отделение банка, чтобы забрать наличные. Из недавних примеров - липовые инкассаторы, которые забирали деньги у доверчивых граждан, думавших, что передают средства банкам для хранения на «безопасных счетах». Но курьер может представляться кем угодно: сотрудником коммерческой или государственной организации, правоохранителем или его посредником.

Часто в роли курьера мошенники используют обманутых таксистов. Но правоохранители выявляли и водителей такси, которые сознательно шли на сговор с преступниками.

На верхушке

Управленцы преступного мира - рекрутеры и администраторы, дроповоды. Все они занимаются тем, что организуют работу нижнего звена сотрудников, а сами держатся подальше от места преступления.

Чем больше преступная организация, тем многочисленнее и автономнее будут ее ячейки. В итоге рядовых исполнителей регулярно ловят, а за их руководством правоохранителям приходится всерьез погоняться.

В обычной жизни эти люди вряд ли будут выглядеть как преступники. Но важно понимать, что для них криминал - это образ жизни, источник внушительного дохода. Романтика в стиле «украл - выпил - в тюрьму» точно не про них. Они оценивают риски и стараются их избежать.

Особенно это касается тех, кто находится на верхушке «пищевой цепочки». Люди, получающие большую часть дохода преступной организации, не торопятся в тюрьму. Они прячут следы своих преступлений и финансовые цепочки, могут иметь двойное гражданство и находиться в другой стране. Потому поймать их невероятно сложно. Но, как показывает статистика МВД, возможно.

news_right_column_240_400