Заранее оговоримся: большая часть карточек экспресс-оплаты, продающихся в Казани - настоящие и вполне пригодны к употреблению. И все же, по словам главного специалиста отдела надзорной деятельности на потребительских рынках Комитета по защите прав потребителей МТВЭС РТ в Казани Ирины Ахметшиной, некоторым горожанам уже «посчастливилось» встретиться с поддельными. Причем купленными отнюдь не с рук, а в салонах или отделах мобильной связи.
Чья здесь вина? Трудно сказать. Может быть, недобросовестных продавцов, время от времени подсовывающих покупателям подделки; а может быть, тех покупателей, которые уговаривают продавцов принять обратно «только что купленную и еще не использованную карту». Говорят, такое тоже случается: только покупают-то настоящую, а потом всеми правдами и неправдами пытаются вернуть продавцу «точно такую же». Если учесть, что эти яркие прямоугольнички могут стоить и 500, и 700, и 1000 рублей - обмен получается неплохой... Жаль, правда, того, кому потом достанется подделка: как докажешь продавцу, что пять минут назад именно у него купил «неправильную» карту?
Распознать подделку с первого взгляда действительно нелегко. Дело в том, что фальшивки изготавливаются из настоящих, просто уже давным-давно активированных и использованных карт. По словам Ирины Ахметшиной, разница ощущается разве что при стирании защитного слоя, закрывающего PIN-код: поддельный стирается неровно, «катышками». Но, как известно, защитный слой вы вправе уничтожить лишь после того, как купили саму карту...
Что же делать? Постарайтесь - советует Ирина Яковлевна - активировать карточку «не отходя от кассы», прямо в салоне. Если окажется, что это невозможно, будет легче доказать продавцу, что вы купили уже негодную. Если почувствуете, что защита над PIN-кодом стирается не так, как обычно, также попробуйте обратиться к продавцу или к менеджеру салона. И ни в коем случае не выбрасывайте чек. Тогда у вас будет больше шансов доказать свою правоту.
Кстати, казанец Алексей Николаев так и поступил. Более того, он даже заставил (интересно, каким образом?) продавца письменно засвидетельствовать, что купленную карту не удается активировать (просто принять пустышку обратно продавец все же не согласился). Имея на руках признание, чек и негодную карту, Николаев обратился в Комитет по защите прав потребителей. Это сработало: после недолгого разбирательства администрация салона вернула покупателю деньги.
Аида Назырова.