Кто поможет нести груз лет, если тебе почти век?

В воскресенье мы отметим праздник самого главного для каждого из нас человека – День матери.

news_top_970_100

Накануне его «КВ» решили рассказать о четырех счастливых казанских пожилых матерях, которые доживают свой век в любви и уважении близких людей.

Отступление

Навстречу мне шла изящно одетая молодая женщина, а за ней бежала плачущая девчушка. «Ты меня достала уже!», - рявкнула мама на дочку, хлопнув ее по попе. Та заплакала еще сильнее… Включаю телевизор. «Внук убил бабушку», «Дочь не пускает мать в квартиру, и она живет в подъезде своего дома», «Внук продал награды деда»... Неужели в мире совсем не осталось добра, если друг против друга ополчились даже самые близкие люди?

Прабабушка

Соседку Татьяну увезла «скорая». Дома осталась ее мать – 98-летняя Мария Тимофеевна Недышилова и правнук-старшеклассник. Поднимаюсь к соседке. Бабушка уже 4 года прикована к кровати в маленькой комнате хрущевской «двушки». В прошлом активная и подвижная, она удивляется теперь своим вдруг переставшим слушаться ногам. Вспоминает себя молодую, войну и мирные трудности. Она родила четверых детей. Сын-подросток попал под троллейбус. А три дочки подарили ей внуков и правнуков. Все они собрались вместе поздравить бабулю Марию в ее 95 лет. А потом разлетелись по своим делам, чтобы вскоре показать ей первого праправнука…

Сегодня мир Марии Тимофеевны – кровать. Успокаиваю ее относительно неожиданного приступа дочери. Общаться с бабушкой нелегко – она плохо слышит. Но удивляет меня рассказом о том, как делает гимнастику. Это в девяносто восемь-то лет! Еще больше удивляюсь, когда пришедший из школы внук Рома, еще не раздевшись, чмокает бабушку в щеку. Ее действительно хочется обнять, так хороша она в своем непосредственном желании всем помочь.

- Молюсь за всех и всех поминаю, - повторяет она.

Моя готовность помочь оказалась невостребованной. До учебы Рома успевал кормить свою бабушку завтраком. А после нее варил пельмени. Время от времени его сменял старший брат или сестра. Так что бабушка была под надежным присмотром близких ей людей. Я порадовалась и за нее, и за дочь Татьяну – хороших детей обе матери воспитали.

Последняя любовь

Маргарита Вадимовна Ермолаева тоже разменяла сотню. Ей 92. Мы постоянно общаемся. Активность бывшего преподавателя института советской торговли меня всегда поражает. Редкий день не увидишь ее гуляющей по двору с палочкой и в очках. Тихонько идет бабушка своим привычным маршрутом. «Этот моцион для меня необходим», - говорит долгожительница. Не испугалась она даже джипа, однажды зимой столкнувшего ее в большой сугроб. Летнюю жару пережила в своем «родовом гнезде», в домике на высоком берегу деревни Ташевка. Туда ее увез любимый внук Миша вместе с дочерью Машей. Ташевка - лучшее для нее лекарство. Важная деталь: если зимой случались у нее скачки давления, врачи «скорой» с удивлением записывали в свои бумаги – инвалидности и диабета нет. Зимой счастливая пожилая мама живет телевизором (в уши вставлены наушники – подводит слух). Читать уже не может, зрение падает. А как бы хотелось взять в руки новые книги, которые покупает дочь! Но вдаль еще видит. Любуется видами осенней Ташевки в ноутбуке. Дочь ездила с сыном закрывать дачу и наснимала октябрьской красоты.

Утро Маргариты Вадимовны начинается с гимнастики. Потом она будет мыть посуду - это ей по силам. И мечтать, когда же они снова встретятся – ее первая и последняя любовь Ташевка. Снова на ее глазах природа совершит круговорот: расцветет сад, и вечно несущая свои воды Волга унесет вдаль все болячки.

К сожалению, даже Волга не в силах облегчить груз, который несут на себе наши ныне здравствующие девяностолетние матери. Груз лет давит на плечи, «отключает» ноги и голову, а они все не сдаются! Хорошо, что у пожилых матерей есть союзники в борьбе с неумолимыми годами - их дети... Так же, как они когда-то радовались первым шажкам своих чад, так теперь дети удивляются жажде жизни своих мам в столь преклонном возрасте и не пропадающим к ней интересом.

Лыжница

Моя подруга восхищается сохранившейся красотой своей свекрови, которой тоже за 90! Глядя на Фаузию Галеевну Казбулатову, трудно признать в этой чистенькой старушке, повязанной по-татарски белоснежным платком, бывшую лыжницу, бегавшую за завод СК, где она работала лаборанткой. На соревнованиях выступала и за завод, и за город. Лежат где-то ее грамоты, но бывшую спортсменку можно узнать не по грамотам, а по тому, как горячо она болеет за наших у экрана телевизора. Смотрит и футбол, и хоккей. Фаузия апа знает всех игроков, интересно высказывается относительно их игры. И вообще с ней очень интересно поговорить.

- Мама ни дня не живет без газеты, - говорит ее дочь Зульфия. - Поэтому в курсе всех событий. И обо всем имеет свое мнение.

Вера

Маме главного дирижера и музыкального руководителя Госансамбля песни и танца РТ народного артиста РТ Рашида Мустафина 100 лет. Еще летом на даче Бадрниса Мустафовна Зиганшина ходила с палочкой к соседям в баньку. Хорошо погреть старые косточки в деревянной, умело истопленной бане! Но что-то вдруг сломалось в могучем организме мамы – приболела и слегла. За ее здоровьем следят 64-летний сын и сноха Елена.

- Еще за год до своего столетия мама варила обед и стирала свое белье, - рассказывает Рашид абый, ее единственный сын. - Отец рано погиб. Чтобы вырастить меня, мама работала на тяжелых мужских работах. Трактористкой была в деревне. А когда в город переехали, устроилась газоэлектросварщицей, строила первую ТЭЦ. Была машинистом маневрового тепловоза. А дома приходилось рубить дрова, носить воду. Потом я подрос. Опекать ей меня было некогда. Я мог бы стать хадитакташской шпаной. Но в школе, где учился, эвакуированные ленинградские учителя сумели привить любовь к музыке. Однако все равно мама меня и в 16 лет могла отлупить крепко – хотелось, чтобы я стал человеком! Выжить ей помогала вера. Какая бы ни была политика в стране, мама всегда читала намаз и всю жизнь держала уразу. Вся наша большая родня уважает ее. О себе уж и не говорю.

По тону, каким Рашид Шакурович говорил о своей матери, было ясно, если и были детские обиды, они ничто по сравнению с тем, что дала ему мама. Если и попадало, то за дело. Зато сколько хорошего во взаимоотношениях матери и сына!

Мораль

У всех этих женщин, о ком я попыталась вкратце рассказать, хватило мудрости так воспитать своих детей, чтобы на старости лет они стали им надежной опорой. Получится ли это у той молодой мамы, которую «достала» пятилетняя дочка?.. Как аукнется, так и откликнется. К сожалению, нас никто не учит искусству быть родителями. Лишь опираясь на традиции семьи, мы выстраиваем отношения со своими детьми. Что им разрешить, что нет, каждый решает самостоятельно. Но если хочешь спокойной старости, согретой теплом самого близкого тебе человека, нужно только одно - быть искренними и любящими родителями. Так мало и так много.

news_right_column_240_400