Кто поймет троечника?

Наступивший 2010-й объявлен Годом учителя.

news_top_970_100

В планах газеты «Казанские ведомости», всегда отдававших много места теме образования и учительства, - рассказывать как о лучших педагогах Татарстана, Казани и славных учительских династиях, так и о проблемах современного учителя. Наша первая публикация - об учителе татарского языка.

Педагог с 29-летним стажем, победитель республиканского конкурса «Учитель года» в номинации «Лучший учитель татарского языка и литературы-2007», автор комплекта учебников по татарскому языку для русскоязычных детей Фирая Фаизова получила там еще одну награду в номинации «Создатель учебно-методического комплекта».

Ее методкабинет по татарскому занимает в районе неизменное первое место. А педагог имеет массу наград. От диплома мэра Казани до почетных грамот Министерства просвещения и науки РТ.

Идем с Фираей Сафовной по ее школе, что в Дербышках. Замечаю: все уютные классы здесь оборудованы интерактивными досками, компьютеры подключены к интернету. А пробегающие мимо стайки школьников вежливо здороваются.

- В этих стенах прошли 20 лет моей жизни, - говорит педагог. - Не мыслю себя без школы и педколлектива. Нам несказанно повезло с нашим «учителем учителей» - директором школы Галиной Кадымовной Белоусовой. Она поддержит и словом и делом. Благодаря ее стараниям в Москве на мастер-классе у меня было самое красивое платье. А моя короткая прическа преобразилась и обрела две длиннющие косы. Накосницы - подарок моей бывшей ученицы. Красивый деловой костюм, пошитый на заказ в модном ателье, а самое главное - моральная поддержка - все это заслуга Галины Кадымовны.

- Как реагируете на то, что дети порой заявляют: «Не хочу учить татарский»?

- Кто татарский, кто алгебру, кто химию... Дело не в предмете, а в том, как и кто его подает, то есть в учителе. Увы, нередко преподаватели татарского языка сами дают повод для такого отношения к уроку. Если учитель, говоря по-русски, имеет проблемы с произношением, что спрашивать с ребенка? Педагог всегда должен быть на высоте. У нас спрос со всех одинаковый. Нет поблажек для русских и татарских групп. И если по плану ребенок должен усвоить пять фраз на татарском языке, то до звонка так и будет. Иначе он ничего не поймет на следующем уроке. А «непонятно» - синоним «неинтересно» и «не хочу учиться».

- Вы автор многих методических разработок по татарскому языку...

- Первые учебники татарского языка были очень сложны для восприятия. Они пугали не только детей, но и учителей. Под руководством ученого Игоря Львовича Литвинова, который выучил татарский язык по своей системе, была разработана продуктивная система преподавания. Он понимал, какие материалы усваиваются лучше. По его методике преподавания татарского языка разработана коммуникативная технология - основа основ. Сейчас мы разрабатываем экспериментальный учебно-методический комплекс нового учебника «Татарча да яхшы бел». Сами создавали, по результатам обучали. Видя плюсы и минусы, авторы корректировали и переиздавали учебники. Сегодня это рекомендуемые учебники для всех общеобразовательных школ РТ. Они включают в себя учебник, тетрадь, тесты и аудиоверсию. Я соавтор учебника для 5-го и автор - для 8-го класса.

- Поделитесь секретом, как заинтересовать учебой троечников?

- Как правило, многие учителя - бывшие отличники. Они оценивают ребенка по своим меркам. «Как это не выучил?» - и ставят такому двойку. Я считаю, вместо двойки лучше поставить точку. Ребенок это оценит и обязательно выучит урок. А чтобы вызвать у ребенка интерес к учебе, учителю нужно любить свою работу, предмет, требовательно относиться к себе и уважать юное поколение. Дети чувствуют учителя. Атмосфера в классе зависит только от него. Для этого нужно работать - прежде всего над собой. Видя успех учителя, ученик невольно начнет подражать ему. И однажды превзойдет его.

news_right_column_240_400