Я уже как-то обращал внимание читателей, что в современных энциклопедических словарях, являющихся квинтэссенцией знаний, в определении термина «образование» нет ни единого слова о воспитании. А мне почему-то всегда казалось, что именно воспитание человека и есть его развитие, что воспитание должно происходить параллельно, в теснейшем взаимодействии с образованием и осуществляться посредством образования.
Еще столетие назад слово «воспитание» включало оба этих понятия. Говорилось и писалось так: воспитывалась в Родионовском институте; воспитанник Первой Казанской гимназии и Императорского Казанского университета.
То, что произошло сравнительно недавно - отделение образования от воспитания, есть либо глупость, либо диверсия, но однозначно - беда. Отсюда повсеместная пошлость и вульгарность. Спектакли вроде «Монологов вагины», примитивность разного рода «Кривых зеркал», «Аншлагов» и «Смехопанорам», небрежное обращение с родным языком. Сегодня вульгарная и безграмотная речь находит себе место и в средствах массовой информации.
«Оттянись по полной программе!», «Улетная свежесть», «Я потрясена до самых корней!» - доносится до нас со всех каналов российского телевидения.
Море ошибок, и комментарии, как говорится, излишни. А вот и наши местные телеканалы: «...между Чувашией и Ульяновской областИ...» Увы, падежное окончание последнего слова не верно.
Популярная журналистка и одна из самых высокооплачиваемых ведущих, «лицо канала», пригласив трех высокопрофессиональных педагогов, сыплет в разговоре с ними следующими словосочетаниями: «...для СУПЕРотличников», «СУПЕРучителя...» и т.п.
А кто это - суперучитель? Заслуженный учитель страны, республики или педагог-орденоносец? Суперотличник же, надо полагать, это тот, кто учится исключительно на шестерки? Или семерки?
Ей-богу, слово «всенепременно», если оно используется в значении «обязательно», пишется (и читается) СЛИТНО, а когда надо сказать словосочетание «Казанский посад», не надо произносить второе слово как «пассат», ибо речь идет не о марке зарубежного автомобиля, а о месте, населенном людьми.
Существует теория, согласно которой не человек произошел от обезьяны, а наоборот, обезьяна от человека. Косвенное подтверждение этой теории можно найти в Библии - одном из первых учебников по разделу «Всеобщая история», где Бог, разобидевшись на одно непокорное племя людей, обратил их в стадо обезьян. Еще одно подобное доказательство содержится в материалах археологических открытий, где говорится о находках останков питекантропов, то есть человеко-обезьян. Вообще, питекантропы жили около 500 тысяч лет назад. И вымерли полностью, выродившись или уступив место неандертальцам - древним ископаемым людям, которые в свою очередь полностью трансформировались в современный вид «человека разумного». Откуда взялись «свежие» питекантропы, жившие сравнительно недавно? Только из выродившихся в полуобезьян людей. Ибо если существует прогресс, возможен и регресс, то есть обратное движение, процесс деградации, или переход от высшей формы организации к низшей. И это во многом зависит от образования и воспитания человека, в том числе и культуры речи, что, несомненно, регрессирует.
Если так пойдет и дальше, то язык как средство человеческого общения, хранения и передачи информации, связанное с мышлением, станет просто мышечным наростом в ротовой полости. Как у обезьян.
Леонид ДЕВЯТЫХ.