«КУРИНЫЕ» ОТРАВЛЕНИЯ: ВСЕ ЗАКОНЧИЛОСЬ?

Напомним, что летом этого года в больницах Казани очутились 30 горожан, отравившихся копчеными курами. Роковой для всех оказалась повышенная доза нитрита натрия, которым было пропитано мясо птиц. Несколько дней назад суд Ново-Савиновского района вынес приговор хозяйке злополучной коптильни...

news_top_970_100

 Для казанца Валеева количество вещества в купленной курице стало смертельным. Он умирал у себя на даче в Верхнеуслонском районе в страшных мучениях. Перепало яду и его жене, но врачи спасли ей жизнь.

В разумных дозировках нитрит натрия не представляет опасности для жизни. Ведь выражаясь популярно, это всего лишь пищевая селитра, которую используют при копчении мяса для придания корочке приятного на вид золотисто-коричневатого цвета. Более того, на этот ингредиент можно наткнуться в рецептах некоторых поваренных книг.

Как же случилось, что нитрит натрия стал страшным ядом, приведшим к отравлению трех десятков человек?

Виновных милиционеры отыскали быстро. В одном из частных домов поселка Дружба, что в Ново-Савиновском районе города, располагался подпольный цех, в котором и коптили курицу. Оттуда птичьи тушки поступали на прилавки мини-маркетов. Заведовала производством частная предпринимательница Роза Сафиуллина. Впрочем, на момент отравления (23 июля) ни в городе, ни в республике ее не оказалось - женщина отдыхала на юге со своими детьми.

Вообще же копчением кур (хотя на производство пищевых товаров ее лицензия не распространялась) Роза занялась еще в апреле 2004 года. И справедливости ради отметим, что ее продукция довольно быстро приобрела популярность в казанских магазинах.

Как неофициально отмечали сами продавцы, куры от крупных легальных производителей отличались на редкость тусклым и малопривлекательным видом. То же самое можно было сказать и о вкусовых качествах  этого товара. Продукция же от "тети Розы" шла на ура. Покупатели ее просто сметали. Естественно, и предпринимательница, и продавцы мини-маркетов сильно рисковали - ведь сертификатов на ее товар не существовало.

Уехав на юг, Сафиуллина передала всю свою бухгалтерию, умещавшуюся в обычной школьной тетради, 16-летней племяннице. Девушка взяла на себя все контакты с торговыми точками.

А вот место у коптильни Роза, на свою беду, доверила некоему Грише. В материалах уголовного дела он проходит как невысокий парень лет 25 - 30, с черной бородой, руки сплошь в татуировках. Предпринимательница нашла его на рынке, куда отправилась искать второго коптильщика (одна она с оборотами цеха уже не справлялась). Гришу местные торговцы рекомендовали как спеца в этом вопросе. Парень действительно неплохо справлялся до тех пор, пока женщина не уехала на юг. А затем ушел в запой. И пошло-поехало. То курицу стащит и за ворота продавать несет, то уснет, недокоптив.

Есть все основания полагать, что именно Гриша приготовил тот роковой рассол для партии кур. Но его перед самым началом эпидемии отравлений взашей выгнали родственники Сафиуллиной. Если б они знали, как все обернется! Возможно, не одной Розе пришлось бы тогда сидеть на скамье подсудимых! 

В результате Гриши и след простыл. Зато приехала с юга сама хозяйка коптильни, которая пришла к следователю и во всем покаялась.

В итоге Розу обвинили по двум статьям Уголовного кодекса - "Нарушение санитарно-эпидемиологических правил" и "Выпуск товаров, не отвечающих требованиям безопасности".
Но в суде случилось неожиданное. По первой из статей Сафиуллину оправдали. Судья счел, что обвинение не представило доказательств, подтверждающих "массовость отравления". Кстати, потерпевшими следствие признало только 15 человек, включая погибшего Валеева. Другие 15 в список пострадавших от копченых кур, видимо, были включены второпях для перестраховки.
Розу осудили только за выпуск товаров, не отвечающих требованиям безопасности.

Во время процесса хозяйка коптильни безудержно плакала. Особенно бурными были эмоции во время допроса вдовы Валеева. Не заинтересованные в исходе дела наблюдатели говорили, что реакция обвиняемой показалась им довольно искренней. Потерпевшие, разумеется, считали иначе.

- Ишь расплакалась! - прошипел кто-то в спину Розы. - Тебя бы этими курами накормить!

- Так я же каждую курочку сама пробовала! - оправдывалась та. - Я и вся моя семья!..

Суд приговорил Сафиуллину к 4 годам условно. Посадить за решетку мать, на иждивении которой двое детей-инвалидов, было просто невозможно. В качестве дополнительного наказания судья на 3 года лишил Розу права заниматься деятельностью, связанной с производством товаров и продукции для населения.

Впрочем, вряд ли когда-нибудь у Сафиуллиной появится желание коптить курицу.

А вот Гришу, личность которого так и осталась загадкой для наших доблестных органов, сбрасывать со счетов не стоит. Вполне возможно, что и сейчас в каком-нибудь подпольном цехе он занят тем же самым.

На курочку с приятной на вид корочкой всегда найдется спрос. И она по-прежнему украшает прилавки большинства торговых точек города. И ее производители по-прежнему порой безымянны. До очередной "куриной лихорадки"?

Диана Шагиахметова,
Андрей Елистратов.

news_right_column_240_400