Остальные же 11 тысяч лодочников выезжают на водные просторы, не имея прав и навыков управления, от случая к случаю и на свой страх и риск, нередко попадая в неприятные, а то и трагические ситуации. Так случилось, например, прошлым летом на Волге, где моторка из Казани совершила столкновение с гребной лодкой, закончившееся гибелью троих казанцев.
Другая проблема связана с так называемыми гидроциклами, которых в Казани только официально насчитывается более 200 единиц. По мнению специалистов ГИМС, еще столько же, если не больше, используются для прогулок и летнего отдыха без регистрации и прав. А ведь эти мощные и очень скоростные плавучие машины являются источником повышенной опасности на любом водоеме, и за последние годы с их участием уже произошло несколько неприятных историй с травмами и гибелью людей.
- Главная причина нежелания казанцев официально регистрировать свои гидроциклы кроется в чрезмерно высоком (до 30 тысяч рублей в год!) налоге, установленном законодательством на этот вид водного транспорта, - считает Сергей Салин. - Поэтому многие владельцы предпочитают пользоваться этими дорогими игрушками без прав, регистрации и техосмотра. Мы же заинтересованы в том, чтобы все владельцы гидроциклов вышли из подполья, были обучены правилам вождения и безопасности. Ради того, чтобы люди не гибли и не калечились на воде, МЧС России даже вышло с законодательной инициативой в Госдуму РФ о значительном снижении транспортного налога на гидроциклы.
В эти весенние дни, когда почти все реки очистились ото льда, много хлопот инспекторам ГИМС МЧС РТ доставляют рыбаки, которые ежедневно выходят на акватории Казанки и Волги в легких надувных лодках. Увлекшись ловлей, они забывают, что «резинка» может перевернуться от любого резкого движения. Так случилось 30 марта с казанским рыбаком, выпавшим из своей лодки в районе Победилово. В тяжелой намокшей одежде, тянувшей ко дну, он не смог долго продержаться на плаву и утонул до приезда спасателей. А будь у него в лодке спасательный круг или жилет, которые предписаны правилами безопасности на воде, рыбак остался бы жив, а его семья не потеряла кормильца.
- У нас сейчас круглосуточно стоит под парами скоростной катер на воздушной подушке, - говорит начальник ГИМС. - И наши инспекторы всегда готовы прийти на помощь всем, кто терпит бедствие на воде. Но, как говорят, любую беду легче предупредить. Поэтому я призываю всех казанцев, имеющих маломерные суда и надувные лодки, строго соблюдать правила безопасности и не выезжать на реки без спасательных средств.
Впрочем, скоро движение маломерных судов на всех реках республики будет закрыто на период нереста рыбы. В обычные годы запрет действовал с 24 апреля по 10 июня. Вполне вероятно, что нынче это может произойти раньше. В это время инспекторы ГИМС совместно с коллегами из «Рыбнадзора» будут участвовать в многочисленных рейдах по борьбе с браконьерами, которые особенно активны именно в это время года.