- Родился в 1936 году в Москве. Хорошо учился, старательно работал, много писал. После пяти лет исправительно-трудовой колонии и ссылки переехал жить в Израиль, - представился Губерман. - Книги переводились на французский, итальянский, испанский, японский и румынский языки. Пользуясь тем, что еще жив, отрывки из хвалебных отзывов о себе подбирал сам.
«Гариков» у автора тьма-тьмущая - около четырех тысяч. Вот один из них:
Бывает - проснешься,
как птица,
Крылатой пружиной на взводе,
И хочется жить и трудиться;
Но к завтраку это проходит.
А вот другой:
Кто ищет истину, держись у парадокса на краю; вот женщины: дают нам жизнь, а после жить нам не дают.
О чем же спрашивали поэта участники онлайн-встречи?
Вопрос из Уфы: Игорь Миронович, почему не создаете персональную веб-страницу?
И.Г.: Сайт не создаю по лени - меня просто затопчут графоманы! По почте обычно раз-два в неделю получаю рукописи. А если еще заведу электронную почту и сайт - жизни не будет.
- Финансовый кризис как-то повлиял на вас?
И.Г.: Не очень понимаю, что это такое. По-моему, все разжигается искусственно. К нам, обычным людям, это будет иметь очень малое отношение. Думаю, соль, спички и мыло закупать не надо.
Алсу из Азнакаева: Как боретесь с осенней депрессией?
И.Г.: Выпиваю немножко: предпочитаю виски. Депрессия – личное состояние, которое от погоды не зависит. Знаю людей, которые находятся в глубочайшей депрессии весной.
- Но в ваших «гариках» стало больше лирики и грусти.
И.Г.: Это объективное старение организма. Возникают старческие стишки, поскольку постепенно из всех членов и органов уходит бодрость. Отсюда некоторая успокоенность и умиротворенность.
- Легко ли быть евреем в Израиле?
И.Г.: Евреем вообще быть очень тяжело! А жить среди евреев еще тяжелее. Нас в Израиль съехалось такое количество! Бухарские евреи презирают московских за то, что среди них много атеистов. Грузинские недолюбливают и тех, и других. А есть еще марокканские, йеменские, вот еще и из Эфиопии подъехали… Так что сейчас во время русскоязычных пьянок стали произносить тост: «За дружбу народов между евреями!»
- Меняется ли русский еврей, переехав в Израиль?
И.Г.: Наши люди чрезвычайно пластичны. Мы привыкли быть жуками-притворяшками. В Израиле очень многие россияне становятся фанатично верующими евреями. Обычно это те, кто руководил парторганизациями или гнобил в России религию.
- Как относитесь к отмене виз между Россией и Израилем?
И.Г.: Отрицательно! Многие уже ставят, как у вас, железные двери. Ведь теперь в Израиль понаедет всякого рода «профессионалов». Раньше они просеивались через консульство.
- Что вас радует в современной России, а что огорчает?
И.Г.: Безумно радует, что молодое поколение наконец-то родит что-то свое. В России появятся настоящая свобода и процветание! И она станет совершенно нормальной страной, где человеку будет хорошо, просторно и нестрашно. Сейчас люди в России уже по-другому ходят по улице - с прямой спиной. Появилось много свободных, вольных людей - это счастье.
- Живя в странах демократии, можно ли говорить правду?
И.Г.: Да, практически в любых странах можно говорить правду. В Израиле, например, под судом три министра и бывший премьер-министр. Мы их выбираем, чтобы они руководили, а не обманывали и обкрадывали. Каждый слуга народа живет, понимая, что находится под пристальным и непрерывным лучом злобных, придирчивых журналистов.
Рустем из Казани: Ваши «гарики» - уже завершенный проект или вы постоянно пополняете коллекцию?
И.Г.: Проект не завершен, потому что я еще жив.
- Вы первый раз в Казани?
И.Г.: Уже, наверное, в четвертый. Каждый раз просто блаженствую! Здесь живут мои друзья. Мне в Казани очень хорошо. За то время, пока не был, написал две новые книжки. Последняя книга «Шестой иерусалимский дневник» - про то, как болел (была онкология, делали операцию). Из-за этого весь год писал очень грустные стишки. Вот один: «Ручки-ножки похудели, все обвисло в талии, и болтаются на теле микрогениталии».
- Как себя сейчас чувствуете?
И.Г.: В порядке, спасибо. У меня все вовремя обнаружили.
- В маршрутах встреч с читателями ориентируетесь только на те города, где живут друзья?
И.Г.: Нет, выезжаю на гастроли, чтобы кормить семью. Я как девушка по вызову – приезжаю, исполняю свои функции, получаю гонорар, спрашиваю, как я понравился? И жду следующего вызова. Мои гастрольные маршруты определяет мой директор. А я очень радуюсь, если в них включены города, где живут друзья.