Легко ли писать об искусстве, не разбираясь в нем?
news_header_top_970_100

Легко ли писать об искусстве, не разбираясь в нем?

Представители СМИ Татарстана, искусствоведы республики, сотрудники вузов Казани обсудили проблемные вопросы арт-журналистики.

В Союзе журналистов РТ на минувшей неделе прошла научно-методическая конференция на тему «Инновационные формы в преподавании арт-журналистики». Организатором мероприятия выступила кафедра теории и практики электронных СМИ института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ совместно с Союзом журналистов РТ.

Арт-журналистика специализируется на проблемах культуры и искусства в широком контексте. Данная сфера деятельности требует от журналиста особого мышления, нацеленности на регулярное саморазвитие, самообразование. Немаловажное значение в арт-журналистике играет личностный потенциал, эстетическая образованность, знание английского языка для непосредственного общения с зарубежными артистами.

Участники конференции обсудили формы сотрудничества журналиста с театрами и фестивалями, инновационные формы визуального журналистского творчества, вопросы включения культурных практик в образовательный процесс, соединение арт-теории и арт-практики, новые формы культурного просвещения. Были подняты проблемы, которые испытывает журналист, пишущий на темы искусства и культуры. Оказывается, их немало. С одной стороны, в самих редакциях не всегда востребованы материалы на тему культуры. К сожалению, именно их в первую очередь при необходимости вырезают. Кроме того, специфика журналистской профессии, стремление превратить журналиста в универсального работника не позволяют сосредоточиться лишь на узкой специальности. «Для редакции это роскошь - иметь журналиста, который пишет лишь об искусстве и культуре. С утра ты выезжаешь на пожар, а вечером едешь на тот или иной фестиваль», - отметил специальный гость конференции - журналист одного из интернет-порталов Ольга Гоголадзе.

В таких условиях сосредоточиться на искусстве тяжело, исчезает возможность заранее подготовиться к интервью с деятелями культуры. Поэтому нередко журналистам приходится писать с колес, соответственно описание панорамы событий вытесняет аналитичность. Другая проблема - ошибки в пресс-релизах, трудности в общении со специалистами в области культуры и искусства. Даже если журналист несколько лет посвятил арт-журналистике, он все равно остается просвещенным дилетантом, поэтому искусствоведам не стоит ожидать от него абсолютных знаний. Наоборот, необходимо дать доступный комментарий по тому или иному вопросу.