Некоммерческая общественная организация «Пища жизни» занимается тем, что кормит бездомных, то есть бомжей, на Центральном рынке в Казани и в поселке Юдино. «Зачем их кормить? - спросите вы. - Не проще ли каждого трудоустроить? Зачем поощрять иждивенчество?»
В Советском Союзе, который мы потеряли, такой категории людей не было, а за тем, чтобы все были трудоустроены, следила милиция. Но сегодняшние реалии иные. Не смог человек устроиться в жизни, а может, не захотел. Не хватило у него воли идти к своей мечте, проще лежать на диване и обвинять всех вокруг в своих неудачах. А потом - запои, из дома выгнали. И привыкает человек жить, не отвечая ни за что, находит таких же выпавших из социума. Они как будто и не хотят хорошей жизни.
Кто-то имеет пенсию, кто-то еще нет. Кому-то вынесут поесть соседи, а кто-то, оголодав, может и на воровство пойти.
Есть в Казани центр социальной адаптации, но в этом приюте бездомный может находиться не больше трех месяцев. Чистое белье, еда три раза в день - не каждому повезет туда попасть. Чаще домом становится подсобка на рынке или линия теплотрассы. И вот в сквер возле Центрального рынка два раза в неделю стали привозить столы, термосы военно-полевой кухни с кашей, супом, чаем, хлеб. Потянулись к этим столам бедолаги, чтобы из одноразовой посуды поесть горячей каши и запить чаем с хлебом. Можно и с собой в бидончик прихватить супа на завтра. Разливают, накладывают еду молодые ребята - волонтеры из благотворительной организации «Пища жизни».
С членом этой организации Ленаром Хайруллиным я недавно познакомилась, и мы разговорились. На мой вопрос, зачем они это делают, он ответил: «Чтобы сделать наше общество добрее, снять в нем напряжение. Мы привлекаем на наши акции людей в качестве волонтеров. Они пробуют себя в роли добровольца, когда безвозмездно отдаешь себя, свое время кому-то во благо, когда варишь кашу или чистишь картошку для супа, которым будут кормить бездомных. Все это отражается в сердцах людей, и человек становится милосердным, сострадательным. Можно сказать, и получатели нашей помощи - бездомные - становятся лучше и добрее. Они видят, что мир не без добрых людей, им просто так оказывают помощь». То есть это нужно, чтобы попавший в беду человек не воровать пошел, а мог прийти за тарелкой супа. Сытый человек - значит не озлобившийся, есть еще надежда вернуть его в социум. Если не вернуть, то не дать пойти на преступление, не позволить вовлечь его в «борьбу за свободу» тем, кто хочет революций. Молодежь хочет мира в своей стране, и наверное, поэтому отделения «Пищи жизни» есть и в других российских городах.
«Меня даже с работы отпускают, если я отпрошусь за свой счет, чтобы организовать праздник в Доме ветеранов», - говорит Ленар. А работа у него серьезная. Он инженер энергетической компании, которая отапливает город. Отвечает за электроснабжение котельных города, проверку электросхем, инструктаж персонала - все надо сделать для того, чтобы тепло в жилые дома, детские сады, школы, больницы поступило вовремя. Может быть, забота, чтобы всем было тепло, - его призвание? Ленар признается, что в «Пище жизни» три года, до этого был помощником куратора в Доме ветеранов. Там работает много неравнодушных людей, рассказывает Ленар. Одна из них, Накия Исуповна Курбангалина, основатель клуба женщин-участниц ВОВ «Боевые подруги», год назад ушла из жизни.
Накия Исуповна оставила в наследство не только пример, как надо относиться к благотворительности, но и контакты с теми, кто помогал ей в этом благородном деле: бесплатно устраивал праздники ветеранам, жертвовал средства на закупку подарков им ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и на 8 Марта, День Республики Татарстан. Но и сами волонтеры тоже не всегда рассчитывают только на пожертвования, добавляют, если надо, свои средства. Собирают теплые вещи для бездомных. Кто-то занимается больными детьми, организуя для них праздники в ДРКБ.
Как хорошо, что есть такие люди, дарящие тепло своей души, безвозмездно и с энтузиазмом помогая тем, кому трудно. Вспоминаю расхожую фразу о том, что добро должно быть с кулаками. Волонтеры из «Пищи жизни» доказывают, что добро может быть и с поварешкой в руках.