В этом году мы отметим 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Совсем скоро другая дата - 27 января 1944 года полностью была снята блокада Ленинграда, которая длилась 872 дня. О детях, эвакуированных в Казань из блокадного города на Неве, вспоминает Лияна Халимовна Алимбек-Тагирова. Она была в то время маленькой, но запомнила рассказы своей мамы, работавшей воспитателем в детском саду.
Лияна Халимовна Алимбек-Тагирова более известна казанцам как художник. Она создает замечательные куклы и не менее замечательные гобелены. Их красота заключена в реалистичности. При этом по образованию Тагирова инженер-экономист, то есть по идее должна быть далека от свободного творчества. Хотя еще в школе учительница по рисованию Лилия Викторовна заметила ее талант и настаивала на поступлении в художественное училище.
Но судьба распорядилась по-иному: на школьном выпускном вечере она встретила молодого человека, из-за которого не стала поступать в художественное училище. Впрочем, это уже другая история… Но тяга к созданию красоты никуда не исчезла. И вот результат - сотни работ, более 20 выставок. Впервые Тагирова выставлялась в Национальном музее РТ в далеком 2001 году. Работает она не для дохода, а просто потому что это приносит ей счастье, переносит в волшебный мир. А порой воскрешает воспоминания.
С корреспондентом «КВ» Лияна Халимовна хотела поговорить совсем не о своем творческом пути. Почему же мы начали именно с него? Дело в том, что сейчас она работает над гобеленом с изображением своего детского садика №54, располагавшегося в годы войны по адресу: ул. Комлева (ныне - Муштари), 22. Также на гобелене появятся ее мама - воспитательница того детсада, и ее воспитанники. Бывшие одногруппники по садику Лияны - это детки-сироты, эвакуированные из блокадного Ленинграда. Им было всего по четыре - пять лет. Но они уже видели такое, что не довелось увидеть и взрослым…
Мама Лияны по рождению была Халифа Садыковна Рахманкулова. Но в те годы все ее звали Лидия Савельевна. Так она и в документах числилась до самой пенсии. Окончив дошкольное отделение Ульяновского педагогического института, она всю жизнь посвятила благородному делу воспитания детей. По словам Тагировой, ее мама - воспитатель от бога. Халифа Садыковна работала воспитателем в этом детсаду, и именно ее выбрали для ответственной работы с ленинградскими детьми, потому что она обладала мягким характером, могла найти подход в сложной ситуации.
Жили они в самом центре города на улице Баумана, снимали комнату у поварихи того же садика. Лияна Халимовна показала несколько фотографий того времени. Вот они вместе с Васенькой, сыном поварихи, сидят в игрушечной машинке. В той группе с эвакуированными детьми их, казанских ребятишек, было только двое - Лияна и Вася. Много позже выяснилось, что Васе нравилась Лияна, он даже считал ее своей невестой.
Но не только радостные детские воспоминания остались о том времени. Один случай запомнился Тагировой на всю жизнь. Как-то в садике, когда воспитательница занималась с детьми, раздался сильный стук в дверь.
Эвакуированный из Ленинграда мальчик Коля, который всегда был заводилой, подошел к двери и неожиданно грубо выругался. Здесь вам не очередь за хлебом, сказал, добавив пару крепких ругательств. Заведующая детсадом Ляхова, узнав об этом, была в ужасе от такого поведения ребенка. А Халифа Садыковна объяснила, что Коля - особенный мальчик и относиться к нему надо по-особому. Эвакуированные дети были беспокойными, не всегда слушались. И Колю все равно наказали - поставили в угол. В тот момент повариха точила нож на кухне. Коля увидел это, закричал, что его собрались резать, разрыдался. Мальчика долго успокаивали. Мама Лияны говорила, что его накормят сейчас вкусным супом. Еле-еле успокоили мальчика. Что же пришлось пережить бедному ребенку, если его пугали обычные вещи.
Халифа Садыковна рассказывала дочери, что дети могли начать драться по малейшему поводу. Нередко это происходило, когда ходили на прогулку в Лядской сад. Но их удавалось очень быстро помирить известным способом. Помните, когда держатся за мизинчики и говорят: «Мирись, мирись и больше не дерись»? Очень эффективный метод...
Чтобы смягчить последствия для детской психики от пребывания в блокадном городе, был один способ - ласка, говорила Халифа Садыковна. Просто детей, даже если они не слушаются и хулиганят, надо искренне любить. Воспитательница читала своим подопечным сказки, много с ними играла, разговаривала и успокаивала.
Неподдельный интерес к их нуждам, кажущимся на первый взгляд несущественными, - ключ к детским сердцам.
К большому сожалению, Лияна Халимовна ничего не знает о судьбе тех ленинградских детей. Хотя ей очень бы хотелось узнать, как она сложилась. Вдруг кто-нибудь из них прочитает и откликнется?..