Лежачего не бьют, или Кулачные бои на озере Кабан

Святочная неделя, начинающаяся сразу после Рождества Христова, изобиловала народными гуляниями, гаданиями, посещением всяческих зрелищ, в том числе кулачных боев - своеобразного спортивного состязания, проводимого ежегодно по воскресеньям и праздникам, а в Святки - каждый день.

news_top_970_100

Шли века, такие состязания-игрища стали уже традицией, разросшейся до грандиозных размеров и распространившейся по всей России к середине XIX века. Не обошла эта традиция и Казанский край. В самой же Казани кулачные бои проходили главным образом на Арском поле и озере Кабан. Проходили ежегодно, как только озеро покрывалось льдом, но особенно зрелищными эти состязания-драки были в Святки и на самый разгульный праздник - Масленицу, приходившуюся на конец февраля или начало марта. Здесь обычно сходились на стенку бойцы двух слобод - Суконной и Старо-Татарской.

В конце 60 - начале 70-х годов XIX столетия организатором таких боев выступал Ибрагим Юнусов, личность в городе весьма известная. Был он сыном городского головы татарской ратуши Габайдуллы Юнусова, почетного гражданина, кожевенного заводчика и первой гильдии купца. Ибрагим пошел по стопам отца. К описываемому времени являлся коммерции советником, к коему надлежало обращаться не иначе как «Ваше благородие»; кавалером двух золотых медалей «за коммерческие успехи»; почетным гражданином, каковые привилегии были схожи с дворянскими правами; первой гильдии купцом (выше не бывает); кожевенным, мыло- и пивоваренным заводчиком и крупнейшим в Казани домовладельцем. Не случайно одна из площадей в Старо-Татарской слободе и по сей день зовется Юнусовой.

Еще был Ибрагим Юнусов, как говорили тогда, миллионщиком. А тогдашний миллион по состоянию покупательной способности рубля на сегодняшний день равен 900 - 1100 миллионам рублей, или более чем 30 - 35 миллионам долларов. Его состояние в ценах на сегодняшний день могло превышать 200 - 250 миллионов долларов.

Ибрагим Юнусов был чудаком. Взбалмошным, не терпящим возражений их благородием. Он мог позволить себе все. Однажды на одном из постоялых дворов он прибил гвоздями к полу галоши выпивших три штофа вина имамов, собрал у крыльца публику. И когда те вышли и, пытаясь надеть калоши, стали падать, устроил для духовных лиц настоящее позорище, наказывая их таким образом за несоблюдение святых заповедей Корана.

Бокс и кулачные бои были коньком Ибрагима Юнусова. Есть сведения, что он даже выписал из-за границы тренера по боксу, у которого брал уроки. Что же касается кулачных боев, устраиваемых им на озере Кабан, то для бойцов Старо-Татарской слободы Юнусов невесть откуда добывал известных на всю Россию «записных» бойцов вроде Алеши Родимца или Паши Быка. Когда противная сторона начинала ломить, «записной» выпускался, ломал стенку противника и решал исход состязаний в пользу той стороны, к которой был «записан».

Благодаря Юнусову кулачные бои 1870 года достигли необычайных масштабов. «Казанский биржевой листок» №13 от 14 февраля 1871 года писал, что «с Кабана, где прежде проходили так называемые бои русских с татарами (а в прошлом году было настоящее Мамаево побоище), кончившиеся неблагополучно для многих, в нынешнюю Масленицу во избежание подобных случаев были переведены на Арское поле».

В начале XX века кулачные бои стали делиться на «стенка на стенку» и «один на один». Появился так называемый русский стиль, родоначальником которого явился боец Кадочников. Даже владеющий этим стилем раненый мог отбиваться от наседающего врага. «Рукопашный бой является оружием, которое нельзя обнаружить, пока его не применишь и пока человек жив», - говорил Кадочников.

В советские времена кулачные бои были запрещены, как и иные массовые игрища, не санкционированные местными Советами и райкомами партии. Ныне эти спортивные состязания вновь стали возрождаться.

news_right_column_240_400