«Некоторые основания для этого есть, - считает замминистра экономики и промышленности РТ Фарид Туктаров, - но помните: в каждом рубле, уплаченном за ГСМ, 65-70 копеек - налоги и акцизы. А в них львиная доля - налог на добычу нефти. Он своеобразен: даже нефть, перерабатываемая и реализуемая затем в виде ГСМ в России, облагается налогом по той же ставке, что и экспортная».
Налоговые вычеты из расчета «мировой рыночной» цены на нефть - более 40 долларов за баррель - на всей цепочке от скважины до бензобака сказываются. Аргумент фискалов: «Нам трудно отслеживать внутренние цены и регулировать их, привязывая «внутреннюю» нефть к внутренним ценам на товары и услуги». Не способна госмашина противостоять картельным соглашениям нефтяников и переработчиков, вникнуть в нюансы процессинга...
Налоги считать проще (и прибыльнее!), одинаково взыскивая с тех, кто гонит нефть за рубеж, и с тех, кто снабжает местных переработчиков.
«Транспортировка бензина от производителя к месту реализации свыше 500 километров ведет к нерентабельности продаж, - говорит Фарид Туктаров, - значит, наши АЗС реализуют бензин переработчиков из Уфы, Перми, Нижегородского «Норси-ойл»...
Татарстан может значительно большее, чем сейчас, количество добываемой нефти перерабатывать и реализовывать на внутреннем рынке. Но отпускная цена производителей ГСМ от этого не снизится».
Чтобы себя не мучить, правительство мучает население все новыми розничными ценами на продукты, товары, услуги. Они же на ГСМ «завязаны», и любой скачок цен на нефть на мировых биржах бьет по кошельку рядового российского покупателя. Так что выданное в виде прибавок к пенсиям и пособиям («теперь, когда мировая цена на нефть выросла в два раза, мы можем подумать о достойной жизни наших стариков и других социально незащищенных»), сожрут новые цены, родившиеся от тех же «мировых цен на нефть».
Татарстан, по словам Фарида Туктарова, неоднократно выходил с предложениями по дифференцированному налогообложению, по разделению цен на «внутренние» и «внешние». «Сейчас это сделать проще, - говорит он, - в новом Налоговом кодексе прописана ситуация с трансфертными ценами, что позволяет отделять «экспортную» цену нефти от «внутренней» рыночной цены. Нужна и «внутренняя» биржа нефтепродуктов, влияющая на процесс ценообразования».
Но, увы, время очередного повышения цен на бензин пока могут (с одинаковой степенью достоверности) предсказывать и министр, и дворник, узнавшие накануне по TV о резком «росте» цены на нефть на биржах Лондона, Токио и Нью-Йорка.
Владимир МАТЫЛИЦКИЙ.