Англичане в таких случаях советуют прибегнуть к разговорнику ругательств, составленному аж на пяти языках, где туристу предлагаются для обмена любезностями с официантом выражения типа: «Сколько раз вы подогревали это блюдо?» или «Я никогда не пробовал столь вкусного супа из воды», а электрику, пришедшему заменить лампочку в номере, рекомендуется сказать: «Вытри свои грязные ноги, прежде чем войти». Однако воспитанному человеку такие пособия для общения с обслуживающим персоналом вряд ли подойдут.
Туристу, оказавшемуся в неприятном положении, можно посоветовать следующее. Претензии следует предъявлять не коридорному в гостинице или повару в ресторане, а той организации, которая вас обслуживает, своему гиду, если вы путешествуете в составе тургруппы, директору отеля или ресторана. Замечания высказываются в корректной форме, спокойным тоном. Ведь от ошибок никто не застрахован. Не надо думать, что, пользуясь вашим незнанием местных правил и языка, вас везде стремятся обмануть. Напротив, предупредительность по отношению к гостям составляет основу работы хорошего отеля, ресторана, кафе.
Грубый стиль в общении с людьми вообще должен быть исключен. И любое недоразумение всегда лучше свести к шутке, которая способна разрядить даже самую сложную конфликтную ситуацию. Добрая улыбка тоже всех обезоруживает.
За границей избегайте также неправомерных обобщений традиций и норм поведения в тех или иных странах: «французы - негостеприимная нация», «английская кухня отвратительна», «немцы начисто лишены чувства юмора», «американцы тупые». Нельзя ехать в страну с предвзятым отношением к ее народу. Чужие обычаи могут показаться странными, пища невкусной, одежда некрасивой, манеры поведения чопорными или, наоборот, вульгарными. Однако из этого не должно рождаться неуважение к культуре другого народа. И совсем недопустимы нарочито громко высказываемые «мысли вслух»: «Как дико они наряжаются!», «Какая отвратительная пища!», «Убогая музыка!» Уж не эти ли высказывания явились причиной нелюбезности официанта? За доллары можно купить украшения и сувениры, но за них не продаются искренняя доброжелательность, восхищение и симпатия. Так что не забудьте оставить свой этноцентризм на родине.