ВТОРОЕ.
«В данное время нахожусь в местах не столь отдаленных. Так распорядилась судьба. Но видит Бог, я не хотел, чтобы произошло это недоразумение. Откликнитесь, женщины! Не надо думать о нас плохо, мы все-таки люди и у нас есть будущее!»Интересно, часто ли женщины, желающие связать свою судьбу с зэком, откликаются ли на подобные объявления?
Настоящих мужчин на воле нет!
Алине 23 года. Она хрупкая мелированная шатенка с огромными серыми глазами.
- Я уже несколько месяцев переписываюсь с зэком, осужденным за убийство, - сообщила она мне. – У нас самые серьезные отношения.
- А ты из какой семьи?
- Из самой благополучной! Родители души во мне не чают. У меня есть постоянный мужчина. Он обеспечен, любит меня, но мне с ним неинтересно. Я лишь пользуюсь его деньгами, машиной, ну и, разумеется, живу с ним.
- С осужденным, значит, интереснее?
- С моим зэком просто кайф: мы понимаем друг друга с полуслова. Я жду не дождусь свидания! Жаль, что сидеть ему еще минимум четыре года.
- Чем же он тебя так привлекает?
Алина сражает пронзительным взглядом:
- Разве не знаешь? Настоящих мужиков на воле не осталось! Те, кого мы встречаем, – просто слабаки. То ли дело мужик с зоны, крутизна! Он и письма умеет писать, и за женщину свою кого хочешь «почикает». Таким можно только гордиться!
В качестве доказательства Алина протягивает мне аккуратно сложенный тетрадный листок.
- Вот одно из писем любимого Владимира! Это не письмо, а целая поэма, посвященная богине Алине, с описанием долгих лет ожидания того дня, когда он встретил ее.
Пробежав глазами довольно банальные строки (говорят, на зоне такие письма пишутся под копирку), в конце письма вижу символическую розу, изображенную с тщательностью, которой позавидовал бы любой художник.
- Он обещает мне целую тетрадь стихов подарить! – с гордостью говорит на прощание Алина. – А когда освободится – сыграем свадьбу.
Вор-наркоман и порядочный мошенник
- Часто ли отношения с заключенными ожидает счастливый финал?
– спросила я психологов Казанской телефонной службы доверия. В ответ мне рассказывают несколько поучительных историй.ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ. Однажды на прием пришла жена бывшего заключенного. У Нади, так ее звали, было почти все: перспективная работа, собственный дом, семья. Однако союз распался через три месяца.
- Стихи, романтика, красивые слова – всего лишь способ избежать давления серых тюремных стен, – призналась она. – Оттуда выходят со сломанной психикой. Поначалу у нас с ним тоже было все замечательно. Он обещал поставить крест на своем прошлом и зажить новой жизнью. Но вскоре понеслось: пьянки, драки, побои и бесконечные измены. Девушек брал тем же, чем когда-то меня, - бравадой и обещаниями непременно исправиться. Всем говорил одно и то же: «Ты – особенная! Вот с тобой у меня все будет по-другому».
ИСТОРИЯ ВТОРАЯ. Анну подкупило то, что ее избранник, несмотря на 22 года и три года отсидки за распространение наркотиков, выглядел гораздо взрослее и опытнее сверстников. Он обещал носить Аню на руках и произносил слова, которые она никогда не слышала от других. До его освобождения свидания были необыкновенно трогательными. На воле же оказалось, что цель Дениса – пожить в свое удовольствие за счет возлюбленной. Денег у Ани было негусто. Поэтому совсем скоро Денис променял Анну на более взрослую и обеспеченную женщину, которую, кстати, затем ограбил и снова оказался за решеткой.
ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ. Но есть в практике психолога и положительный пример.
В 90-е годы избранник Гузели Ренат сидел за валютные махинации. Что-то было в его характере, благодаря чему колония парня не сломала и не озлобила. И он остался нормальным человеком. С Гузелью познакомился по переписке: девушку чем-то тронуло его объявление. После освобождения Ренат начал свой бизнес и предложил девушке пожениться. Сейчас он зарабатывает неплохие деньги. Единственное, что осталось от его темного прошлого, – Ренат плохо спит по ночам.
Комментарий специалиста
Гумар ЗИАТДИНОВ, завотделением психотерапии Казанского городского психоневрологического диспансера им. Бехтерева:
- Девушка, желающая связать свою судьбу с заключенным, должна задать себе вопрос: «Для чего мне это нужно?» Чаще всего у нее какие-то внутренние проблемы: тоска и недостаток любви, неудовлетворенность жизнью. А может быть, она просто хочет заняться благотворительностью? Я таких не понимаю: неужели, кроме заключенных, нет других людей? А знакомый по переписке - это и вовсе кот в мешке.
Психолог городской службы доверия, которая работает под ником Олеся:
- Переписываться с зэком или нет, решает сама девушка. Если да, то возможно, она любознательна, ей не хватает увлечений, эмоций, интересных занятий. Я восхищаюсь благородством таких девушек (обычно они молоды, им 16 - 19 лет)! Ведь заключенным от этой переписки становится психологически легче, проще выжить в суровых условиях неволи, не ожесточиться и не озлобиться. У них появляется стимул выйти на свободу и создать полноценную семью. Единственный минус – человека по переписке не узнаешь. А при встрече можно жестоко разочароваться и жить в постоянном страхе за свою судьбу. Поэтому девушкам, решившимся на отношения с заключенными, хочу дать несколько советов:
1. Узнайте, за что сидит ваш любимый и какой у него срок. Воровство и убийство – две большие разницы. За годы пребывания человека за решеткой меняется его мироощущение. Прежде всего появляется желание поступать в угоду своим интересам и ущемлять интересы других.
2. Таким девушкам хочется пожелать крепкого психического здоровья. Станьте задорной, легкой, необычной, и тогда, возможно, ваш любимый захочет подняться до вашего уровня и станет развиваться вместе с вами.
3. Часто на наш телефон доверия звонят ребята из мест лишения свободы. Они очень переживают из-за девушек, которые перестают им писать. Хочу обратиться к таким и напомнить: вы несете ответственность за свои письма. Переписка с зэками – это не интернет-чат, где можно легко менять собеседников. Все намного серьезнее.