Маленькая женщина на большой войне

Наша газета продолжает публикацию рассказов о женщинах-участницах Великой Отечественной войны.

news_top_970_100

Идея собрать и записать воспоминания тех, кто встал на защиту нашей Родины в самую красивую пору своей жизни, принадлежит Накие Исуповне Курбангалиной, руководителю клуба «Боевые подруги». Она уговорила его участниц рассказать о себе, своих боевых буднях и нечеловеческих испытаниях, выпавших на их долю. Вспоминает Анна Андреевна Волкова.

Анне Андреевне 96 лет, и она очень плохо слышит. Записать воспоминания участницы войны помогли рассказы ее родных - снохи Татьяны и внучек Елены и Натальи. 

Анна Андреевна из села Давликеево, что за поселком Мирным. «Мама родила двенадцать детей, четверо умерли во младенчестве. Остались семь девочек и мальчик. Он был старший, погиб на фронте. Хозяйство было большое - дом, сад, пчельник. Отец был крепкий, здоровый мужчина. Когда образовался колхоз, у нас что-то забрали, но не все», - вспоминает женщина. 

В Давликеево Анна окончила школу и поступила в училище в Казани на специальность телеграфиста-телефониста. Освоила ее быстро. Это была очень сложная работа, но у Анны получалось выполнять все виртуозно. После училища она успела поработать по специальности на Центральном телеграфе. 

А потом война. Все телеграфисты были военнообязанными. Анна не стала дожидаться повестки, пришла в военкомат сама. 3 июля 1941 года ее призвали в армию. «Телеграфист-морзист» - так написано в ее военном билете. Это значит, что все сообщения надо было записывать не буквами, а с помощью азбуки Морзе - точками и тире, передавать, отбивая их ключом, и принимать такие сообщения.

65-й полк связи, в котором служила Анна Андреевна, принадлежал Брянскому фронту. Потом два фронта - Украинский и Брянский - соединились. После Брянска были в Могилеве, Прибалтике, Риге, Кенигсберге (переименован в Калининград в 1946 году). Были под Курском. 
На войне у Анны Андреевны не было ни одного выходного. Трудились с напарницей круглосуточно. Одна работает - другая отдыхает. И так не один год. Все важнейшие сообщения с фронта проходили через руки связистов. Телеграмм было очень много, особенно на азбуке Морзе. Аппараты, которые передавали и принимали такие сообщения, работали от батарей. Соблюдалась строгая секретность. Текст телеграмм никогда не разглашали. Было очень трудно. Везде Анна Волкова сидела за рацией, в основном это происходило в штабной землянке. Но бывало, что по приказу могли выдвинуть и на передовую.

«Однажды на передовую должна была идти я. Но у меня были худые сапоги, и послали другую девушку. Начался обстрел, была бомбежка, и эта девушка погибла. Если бы не сапоги, это была бы я. Мы все время двигались за фронтом. Для нас выделялась машина, мы должны были приехать на новое место первыми, чтобы потом принимать приказы командования», - вспоминает Анна Волкова. Сначала она получила звание ефрейтора, а закончила войну в звании старшины. С 1943 года была членом КПСС. 

Анна Андреевна всегда была активисткой, вспоминают сноха Татьяна и старшая внучка Елена. «Больше всех нас о боевом пути Анны Андреевны знал ее сын Виктор, наш отец. Он умер два года назад, ему было 68 лет», - говорят внучки Елена и Наталья. 

Работал он шофером, а в армии был связистом, как мама. Своего сына Анна Волкова назвала в честь Победы. Там, на фронте, в конце войны она повстречала свою первую и единственную любовь - Алексея. После войны они хотели пожениться, строили планы на совместную мирную жизнь. Но не получилось. Был май, когда Алексей погиб. Анна демобилизовалась в сентябре 1945 года. Под сердцем она носила ребенка от любимого человека. Сын Виктор родился в 1946 году. 
Замуж Анна Андреевна не выходила. Всю жизнь она посвятила своему сыну и внучкам. Девушки - высокие, статные красавицы. Бабуля на их фоне такая маленькая. 

Анна вернулась работать туда, откуда ушла 4 года назад на войну, пройдя и проехав с рацией и наушниками половину Европы. В ее трудовой книжке всего одна запись о месте работы с перерывом на войну - Главпочтамт, Центральный телеграф. Оттуда она, отработав 40 лет, ушла на пенсию. Ее портрет не сходил с Доски почета. Женщина заслужила от учреждения связи квартиру в центре города. Уйдя на пенсию с должности руководителя - начальника смены, Анна Андреевна продолжала еще несколько лет работать на аппарате простым телеграфистом, обучала молодежь. На ее груди медали «За трудовое отличие», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и конечно «За победу над Германией», юбилейные медали. 

«Все мы тоже стали радистами, - рассказывает старшая внучка Елена. - Сын Анны Андреевны Виктор в армии был связистом. Я тоже работала связисткой в воинской части. Мой сын, правнук Анны Андреевны, служил связистом в Калининграде в морфлоте, в береговой связи. Он рассказывал, что во время его службы был обнаружен неразорвавшийся снаряд, хвостовым оперением торчащий из песка. Война еще отзывается своими страшными находками».

Анна Андреевна все время повторяет, сколько погибло молодых девушек и парней, и закрывает уши, как будто до сих пор слышит страшный грохот боя. После войны она несколько раз ездила на встречи с однополчанами, в 1976 году была в Прибалтике, Брянске. Всю жизнь трудилась. Помогала в родительском доме - копала огород, обрабатывала посаженные овощи. «Какие она вкусные пирожки нам стряпала!» - дополняет рассказ внучка Елена. Младшая внучка Наталья говорит: «Пельмени, картошка жареная - у нее все получалось необыкновенно вкусно. Вязала, рукодельницей была. Я тоже не могу без рукоделия. Это, наверное, в бабулю». 

Как участница войны Анна Андреевна получила жилье в новом микрорайоне. Уже 14 лет она живет с семьей внучки в большой просторной квартире. Недалеко, совсем рядом, живут сноха и другая внучка. Чувствуется, как бабушку в семье любят, берегут и гордятся ею. Мне показывают книжный стеллаж, плотно заставленный женскими романами и историческими бестселлерами. Все книги, которые стоят на этих полках, Анна Андреевна перечитала. Причем в свои годы она читает без очков!

У Анны Волковой был бюст Сталина, с которого она всегда вытирала пыль. Очень переживала, когда главкома ругал Хрущев, а потом генералиссимуса накрыло второй волной хулы. В перестройку сказала: «Убери, Лена, раз его так ругают». 
Где-то на антресолях сейчас лежит бюст того, кому Анна Андреевна верила. С этой верой маленькая женщина прошла через большую войну, встретила там, в огне и дыму, самое светлое чувство и сохранила ему верность на всю жизнь. 

news_right_column_240_400