Ландшафтные и лесные пожары охватили Тюменскую, Курганскую и Свердловскую области в начале мая. В тушении курганских пожаров задействовали почти 1,3 тыс. человек и свыше 300 единицы техники, включая авиацию МЧС России. Бороться с огнем коллегам помогают пожарные из Татарстана.
Как рассказал «КВ» известный татарстанский блогер и руководитель фонда «Караван добра» Расул Тавдиряков, после трагедии часть жителей татарского села Юлдус перебралась к родственникам в Шадринск и Курган. Тех, кому податься оказалась некуда, разместили в местной школе. Там людей обеспечивают едой и кровом.
Тавдиряков говорит, что большая часть жителей полагает, что несколько крупных очагов пожаров в области не могли возникнуть сами собой и это, скорее, чья-то диверсия.
Люди сгорели заживо
«Многие не придали значения [пожару], [думали] что далеко горит и до них не дойдет. Но ветер был такой силы, что языки пламени стелились по земле, и пожар быстро перекидывался. Женщина рассказывала, что поехала по своим делам в это время, минут через двадцать ей позвонил сын и сказал: «Мама, я задыхаюсь, не могу выйти, умираю. Прощай». И все. Она его больше не увидела: он сгорел заживо. Его останки обгорели до неузнаваемости», – пересказывает истории жителей села Юлдус Расул Тавдиряков, который уже несколько дней находится в пострадавшем от пожара татарском селении Курганской области.
Пожары для села – дело почти привычное. Юлдус расположен посреди леса. Говорят, что возгорания здесь случаются почти ежегодно. Горит дом, максимум – три, но то, что людям довелось увидеть 7 мая ранее не случалось. Люди, которые потеряли жилье, с ужасом вспоминают, как огонь взял в кольцо населенный пункт. Пламя одновременно подступало сразу с нескольких сторон. Местным удалось отстоять здание мечети, одно административное здание и школу, которая и стала пунктом временного размещения.
Из 300 домов сгорели 215
«В Юлдусе больше 300 домов, предварительно 215 сгорело. Точный подсчет ведется. В основном жители расселились у родственников в соседних городах – Шадринск и Курган. У кого нет возможности уехать, остались в селе в школе. Там приспособили специальное помещение, вот они там живут. Еда, свет есть. Электроэнергию включили вчера [10 мая]. Еду привозят волонтеры, там же готовят, кухня там работает», – описывает он быт погорельцев спустя три дня после трагедии.
Жертвами пожара в Юлдусе стали пять человек. Все они сгорели заживо. В огне также погибли многочисленный домашний скот сельчан.
«Село татарское, большое такое село. Отличается от других сел. Не сказать, что оно прямо богатое, как Белозерье, но зажиточное село. Люди активные, есть техника, поля свои, кто чем занимается. Много скота было, к сожалению, много погибло, много голов сгорело. Молодежи не так много, но школа есть, что говорит о том, что село живое, есть экономическая активность здесь», – рассказывает собеседник.
Сейчас Тавдиряков занимается сбором средств для погорельцев.
Гуманитарную помощь для жителей Юлдуса собирает также Всемирный конгресс татар. На днях ВКТ отправил из Казани 20-тонную фуру с предметами первой необходимости. Вещи можно принести в здание исполкома ВКТ в Казани на улице Карла Маркса 38/5.
Сам Тавдиряков отмечает, что нечто общее есть у всех переживших большое несчастье людей.
«Сейчас обстановка [в селе] более-менее нормальная. Первые дни, кто тут был, говорят какая-то паника была, все были в замутнении. Но сейчас в себя пришли, техника пришла, работают, уже какую-то активность ведут. Разговаривают как обычно, уже нет эмоций не плачут. Примерно то же я видел в Мариуполе и в Турции («Караван добра» помогал жителям провинций, пострадавших от землетрясений): первые день – два люди омрачены и подавлены. Не знают, что делать, но потом приходят в себя, начинают осваиваться к новым реалиям. Здесь очень много схожего я нашел», – говорит он.
Немалая часть населения Юлдуса, по словам Тавдирякова, склоняется к версии поджога. Тем более, что пожары продолжаются в других районах области, а местные находят тайники с необходимым для диверсий.
«По поводу человека [в СМИ растиражировали версию причастности к поджогам некого мужчины в камуфляже], я читал, что этот человек лесник или путешественник. Но люди больше склоняются, что это какие-то диверсии, потому что с разных сторон очаги одномоментно. Говорят, никогда такого не было, тем более, лето еще не наступило толком. Где я сейчас еду, все в дыму. Там горит, здесь горит. Только что огонь видели, вызвали пожарных, чтобы они приехали и потушили участок леса, который горит. Люди склоняются к тому, что это диверсии специальные», – заключил он.
Реквизиты для желающих помочь погорельцам села Юлдус
Сбербанк: 2202 2023 4384 8275
привязан к номер
+7 987 408-49-32 Альфия Маратовна
ФОНД ПОДДЕРЖКИ И ПОМОЩИ НУЖДАЮЩИМСЯ «КАРАВАН ДОБРА»
ИНН 1684006546
КПП 168401001
ОГРН 1221600062045
БИК 042282881
Счет №: 40703810401460000207