Мне рассказали, она организовала в поселке тимуровское движение и КВН, подростковый хоккей и постоянный патронаж одиноких ветеранов войны, труда и инвалидов. В трудные 90-е годы Тамара Ивановна Смирнова не проходила мимо подростков, неприкаянно шатавшихся во дворах.
- Если бы не она, - уверен тренер высшей категории команды «Динамо-Казань» по хоккею с мячом Юрий Мартьянов, - многим из ребят была бы прямая дорога на нары. Я тогда только перешел на тренерскую работу. Вместе с Тамарой Ивановной мы собирали мальчишек по дворам. Она умудрялась добывать деньги на форму и инвентарь, обеспечивать ребят дополнительным питанием на сборах и соревнованиях. Устраивала в клубе чаепития со сладостями. Подростки стали слетаться в «Ракету» как пчелы на мед. Только у меня было 80 человек! Из них выросли потом чемпионы России.
Зарождение кавээновского движения в Дербышках тоже связано с руководителем фонда «Вера». Привлекая к этому сотрудников ГИДУВа и мединститута, Смирнова организовывала игры КВН. На сцене ДК, где они проходили впервые, победила будущая чемпионка России команда «Четыре татарина».
- Да, имя Тамары Ивановны неразрывно связано с понятием дербышкинская школа КВН, - соглашается редактор Лиги КВН РТ Радик Ганеев.
...Меня встретила маленькая сухонькая пожилая женщина в высокой шляпке и старомодном пальто. Оказалось, ей 78 лет.
- Родом я из Рыбинска. Когда началась война, мне было 12 лет. Бомбежки, голод... Чтобы помочь маме, устроилась в передвижной госпиталь. Что это, знаете? Во Дворце культуры были развешаны простыни вместо перегородок. За ними лежали раненые солдаты, которых привозили с фронта каждый день. Их разбирали по госпиталям для дальнейшего лечения. Сколько мне пришлось увидеть смертей! Каждый день умирали в страшных муках молодые и красивые ребята. Я очень хотела облегчить их страдания. Тогда и решила стать врачом.
Она поступила в зубоврачебную школу. После ее окончания попросилась на Дальний Восток. Лечила зубы местному населению. В основном политическим ссыльным: ученым, студентам, инженерам. В тех глухих местах не было школы. Ссыльные ее организовали. Из них получились великолепные педагоги. Выпускники школы стали поступать в вузы на Большой земле.
За Тамарой ухаживали многие. Больше других старался угодить сосланный Герман, студент престижного столичного вуза. Они поженились. Как только сняли запреты на его проживание в крупных городах, молодые супруги вернулись на Большую землю. В 1969 году Герман Алексеевич Смирнов победил в конкурсе на замещение вакансии профессора Казанского ГИДУВа. Вскоре нашлось место и для супруги - молодого, но опытного стоматолога.
- В начале 80-х я работала в Дербышкинской детской стоматполиклинике, - вспоминает Тамара Ивановна о том, как пришла ей в голову мысль организовать в школах игры КВН. - Работая со школьниками, видела, что они и курят, и пьют. Решила организовать штаб борьбы с вредными привычками. Через полгода в наших школах сократилось не только число курящих, но и правонарушений.
Смысл жизни
Перестройка поставила на этом крест. Предприятия закрылись. Родители искали работу на рынке, где пропадали целый день. Дети оказались предоставлены сами себе. Десятки семей попали в бедственное положение. Тамара Ивановна решила тогда организовать благотворительный фонд, который назвали «Вера». С помещением помог КОМЗ - в одном из заводских многоэтажек Смирновой выделили помещение щитовой и колясочной.
- Работы было много. Но вспоминаю то время с удовольствием, - говорит Тамара Ивановна. - Многое тогда еще было бесплатным. Например, аренда помещений. Обращаясь в инстанции, чаще всего встречала понимание. Очень помогли нам Президент Минтимер Шарипович Шаймиев, тогдашний премьер-министр Мухаммат Галлямович Сабиров. А татарстанский Красный Крест взял нас под свое крыло. Для семей афганцев выхлопотала я ветхий дом. Потом его снесли и всем дали хорошие квартиры. Теперь другие времена... Красный Крест прекратил свое существование. Ко многим должностным лицам меня не пускают охранники. А наши фирмы-спонсоры сами испытывают нужду.
- Может, вам лучше уехать к дочери на Украину? – осторожно предлагаю я.
- А как же без меня одинокие ветераны будут? Их у меня больше 40! Они, как дети, требуют постоянного к себе внимания. Я подобрала каждому женщин-сиделок. Многие ухаживают за стариками бесплатно - в фонде давно нет денег на оплату их услуг. Как, впрочем, и на многое другое. Из всех работников осталась я одна. И за директора теперь, и за секретаря, и за уборщицу...
Иду вместе с Тамарой Ивановной к ее подопечным. Одинокая блокадница Екатерина Ивановна Путвинская давно не встает с постели. Кандидат технических наук, бывший преподаватель вуза нуждается в посторонней помощи. Та же ситуация и у Лидии Яковлевны Шалашиной. Проработав 20 лет в ГИПО, она ушла на пенсию по инвалидности. Постучались мы и в квартиру Акчуваковых.
- Меня зовут Диля, - улыбается симпатичная женщина. - Мы с мамой инвалиды первой группы. С Тамарочкой Ивановной знакомы 10 лет. Она нашла нам спонсоров, которые перечисляют деньги в магазин на молоко. Мы получаем его бесплатно. Тамара Ивановна для нас надежда и вера в добро.
А вот и «офис» фонда - маленькое помещение, отгороженное от коридора многоэтажки железной дверью. Моя героиня показывает многочисленные дипломы, грамоты, письма от благодарных коллективов детского и взрослого отделений психбольницы, Республиканской станции переливания крови, воспитанников местного детдома и других за реальную помощь и заботу. Сколько же может сделать один человек!..
КСТАТИ
Благотворительный фонд «Вера» просит всех неравнодушных читателей откликнуться и оказать посильную помощь ветеранам, инвалидам, семьям в бедственном положении. Телефоны: 234-49-18, 8-919-685-40-77.