Мечеть строгого режима

В один из последних дней священного для мусульман месяца Рамазан корреспондент «КВ» побывал в мечети, которую вряд ли сможет посетить обычный житель Казани.

news_top_970_100

Чтобы попасть на внутреннюю территорию казанской колонии №2, нужно пройти через одни ворота и десяток дверей. Сдаем в маленькое окошко проходной документы, телефон, взамен получаем жетон и пропуск. Вместо колючей проволоки и серых стен меня встречают ухоженные клумбы, ровный асфальт и стены, покрашенные в светлые тона. Серая - лишь одежда заключенных. Спрашиваю у сотрудников колонии, кто здесь отбывает наказание. Оказалось, что это люди, совершившие тяжкие преступления: убийства, грабежи, разбои. Многие работают на заводе по производству трубозапорной арматуры, расположенном здесь же.

В ЭТОЙ МЕЧЕТИ СВОИ ПРАВИЛА. Всего в колонии находится около двух тысяч человек, 80 из них постоянно посещают мечеть. В праздничные дни их число достигает трехсот. Среди них представители разных национальностей. Верующим удается соблюдать предписания ислама: они держат уразу, читают намаз пять раз в день. Администрация идет навстречу - по словам начальника колонии Фаргата Галлямова, для них немного меняют распорядок дня.

СПРАВКА

Сейчас в уголовно-исправительных учреждениях Татарстана функционируют восемь молитвенных комнат для мусульман, семь мечетей. Количество входящих в состав религиозных общин достигает почти 1900 человек. Это примерно 15 процентов от общей численности осужденных. Православная община насчитывает 912 человек, а мусульманская - 774.

КАК ПРИХОДЯТ К БОГУ. За плечами имама этой мечети Азата дюжина «колониальных» лет. Впереди еще несколько.

- Выйду к Универсиаде, если Всевышнему будет угодно.

Ему осталось еще четыре года. Он рассказывает о многом - о том, что мечеть выполняет функции медресе - здесь учатся арабскому языку, чтению Корана. О духовном росте, который также является частью воспитательного процесса. О том, что тут бросают курить - 92 процента посещающих мечеть уже некурящие: «Я курил 30 лет, семь лет назад бросил, иншалла...» О том, что ислам - не религия фанатиков и радикализма, и СМИ об этом нужно говорить больше.

- Я вообще-то корреспондентов не люблю: они выдергивают из общего частное, и картина о нас может сложиться неверная. Посмотрите, это не показуха, мы так и живем! Только этот костюм, - имам показывает на темно-коричневый халат с золотистой каймой, - я в обычные дни не надеваю. Неудобно мне в нем.

Затем Азат начинает говорить об уважении к старшим: родителей нужно уважать в любом случае - религия так предписывает. Он говорит, что главная его задача на воле - объясниться со старшими. Многое было сделано не так, и маме нужно об этом сказать. К имаму прислушиваются и прихожане.

Ренат, взявший мусульманское имя Абдулла, рассказывает свою историю. Первые мысли о вере пришли еще в Северной столице, потом его перевели сюда. Абдулла помнит белые питерские ночи, наполненные разными мыслями... А сейчас говорит скромно: «Сам Всевышний меня сюда послал». Спрашиваю, есть ли семья? Мой собеседник отвечает: пока нет. Но на свободе он будет искать свою половинку. Условий у Абдуллы два: чтобы будущая жена была мусульманкой и чтобы «они были одним целым».

Истории разные, но ясно одно: большинство заключенных приходят или возвращаются в религию именно в стенах исправительных учреждений.

В КОЛОНИИ ТОЖЕ ЕСТЬ ХАЛЯЛЬ. Почти сотня заключенных собирается в большом зале мечети. Все они целый день не ели и не пили - держали уразу. Настало время для ифтара. Читается молитва, теперь можно принимать вечернюю пищу. На сегодня это плов и салат. Верующие готовят пищу по очереди.

КСТАТИ

Перед праздником разговения во многих мечетях Татарстана прошли благотворительные ифтары для нуждающихся. В рамках акции «Накорми сироту» в Закабанной мечети города в пятницу и субботу состоялись бесплатные ифтары для детей из двух домов-интернатов.

Тем временем Акрам и Шухрат абы копошатся на кухне. Пищу они готовят халяльную - с продуктами помогли спонсоры. Для нас, редких гостей, заключенные тоже накрыли стол. Удивляюсь - блюда очень вкусные и украшены, как в ресторане. Оказалось, постарался Акрам абы, когда-то получивший в Самарканде специальность пищевого технолога... Он приглашает к столу вежливо, с улыбкой, но по-восточному настойчиво. «Шеф-повар» мечети готовится к окончанию поста в священный Рамазан. Рассказывает: «Будем делать треугольники, самсу, бэлиши...» Почти такой же праздник, что и за стенами этого учреждения, а для некоторых - даже лучше. Ведь многие из этих верующих благодарят Всевышнего даже за то, что оказались в колонии. Потому что именно здесь они нашли дорогу к Богу.

Благодарим пресс-службы ДУМ РТ и ГУФСИН России по РТ, администрацию ИК №2 за помощь в подготовке материала

В конце прошлой недели в поселке Новая Сосновка Советского района открылась еще одна мечеть. Она построена полностью за счет средств благотворителей и пожертвований местных прихожан. На первом этаже находится зал для совершения молитв, который может вместить более ста верующих. На мансардном этаже планируется открыть медресе для желающих изучать основы ислама, сообщает пресс-служба мэрии города.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100