«Счастье вдруг в тишине...»А началось все в ноябре прошлого года. Я получила по почте конверт с каталогом «НА ДОМ». Закажи что-нибудь и получи в знак благодарности приз 1 миллион 800 тысяч рублей и премию 200 тысяч. Решила ради интереса включиться в эту игру. И заказала плед. Плед вскоре прислали. Но чтобы получить приз, требовалось сделать еще заказ. Заказала ортопедические стельки. И так было несколько раз. Но с очередной посылкой пришло не совсем типичное письмо от и. о. директора по проведению маркетинговых акций Михаила Сергунина: «Дорогая моя Ольга Викторовна! Вы, наконец, возьмете в руки огромную сумму и заживете совершенно другой жизнью! Я прошу Вас, Ольга Викторовна, только на секунду закрыть глаза и представить, что сегодня, 14 апреля, раздается звонок, Вы открываете дверь и видите на пороге меня. Мы вместе с Вами отправляемся в банк, чтоб я лично, в Вашем присутствии передал операционисту документы на 1800000 рублей. Если Вы захотите, Вы можете сразу же снять любую необходимую Вам сумму!Ольга Викторовна! Я Вас очень, очень прошу: пожалуйста, не нужно организовывать торжество по поводу нашего приезда... Не волнуйтесь ни о чем. Как только я приеду, мы с Вами незамедлительно отправимся в банк, а потом, если захотите, поужинаем в ресторане, чтобы отметить это невероятное событие. Естественно, все расходы я возьму на себя... И очень скоро, 14 апреля, раздастся звонок, я буду стоять на пороге и скажу Вам: «Здравствуйте, Ольга Викторовна! Я Михаил Сергунин».
Всплакнуть в заказанную подушку
Сказка... Но чтобы она стала реальностью, надо было только дать согласие на приезд гостя и сделать заказ любого товара по прилагаемому каталогу. Для большей убедительности Михаил Сергунин выслал копию билета на поезд Москва - Казань и даже свое фото, чтобы я его сразу узнала. Если честно, такого неожиданного поворота событий я не ожидала и была заинтригована. Сделала заказ - выбрала из каталога чудо-подушку для здорового сна. Буквально через три дня пришло письмо от Михаила Сергунина: «Ольга Викторовна, к сожалению, по независящим от меня причинам я не успеваю приехать в назначенный день к Вам домой, чтобы вручить 1800000 рублей. Неотложные дела по работе требуют моего присутствия в другом городе. Но поверьте, это не может помешать нам исполнить самое главное - вручить Вам 1800000 рублей. И поэтому мы готовы взять на себя все дополнительные расходы по организации Вашего приезда в Москву, в офис «НА ДОМ» на торжественное вручение приза».Тут же прилагалась программа моего пребывания в Москве: заселение в отель, экскурсия по городу, торжественное вручение приза, праздничный обед и концерт в честь победителя. Но ни названия отеля, ни адреса, куда и к кому обратиться, не было указано. Правда, в письме сообщалось, что если я не смогу лично приехать в Москву, то деньги мне пришлют банковским переводом. Для этого необходимо мое согласие и очередной заказ товаров из каталога. Осталось только всплакнуть в новенькую подушку. Но ее у меня отвоевал мой кот Майкл. А спорить с Майклом бесполезно. Теперь он спит на этой самой чудо-подушке. Подсчитала, сколько денег я потратила на эти заказы за 8 месяцев. Оказалось, 6137 рублей. Именно в такую сумму обошелся мне плед, ортопедические стельки, две вазочки для варенья, светильник, отпариватель для одежды, подушка. Решила: все, пора заканчивать эту игру. «Вы не ответили всего лишь потому, что уже разбогатели!»Но конверты продолжали приходить с завидной регулярностью. Одно письмо растрогало меня до слез. Пишет сам директор «НА ДОМ» Алексей Воронцов: «Ольга Викторовна! Я очень беспокоюсь о Вас. Все ли у Вас в порядке? В первые два раза я мог списать отсутствие ответа на перебои доставки или на то, что Ваш конверт попросту украли и вскрыли мошенники. Но тот факт, что Вы не ответили и в третий раз, заставил меня изрядно поломать голову. Я пришел к выводу, что Вы, Ольга Викторовна, не ответили всего лишь потому, что уже разбогатели и деньги Вам не нужны».
И это письмо я оставила без ответа. Думала, все, нет заказов - нет писем. Но ошиблась. Совсем скоро пришло еще одно послание: «Решение по вашему вопросу пересмотрено. 2100000 рублей готовы к вручению!» Официальные сертификаты, ваучеры с печатями и подписями прилагались. Я и на этот раз промолчала. Со стороны «НА ДОМ» наступило затишье на несколько недель. Но в начале июля снова посыпались письма. Были дни, когда из почтового ящика я доставала по два почтовых пакета с каталогами разных товаров и обещаниями гарантированных баснословных выигрышей и премий. Давить на жадность и жалостьНеожиданно дело приобрело даже «детективный» оттенок. В письме от 4 июля директор «НА ДОМ» Алексей Воронцов сообщил: «Ольга Викторовна, такое происходит впервые в истории «НА ДОМ»! Я лично выбрал Вас победителем и сегодня собирался отправить Вам письмо с извещением о победе, но обнаружил, что Вы уже сделали заказ и запросили 3 миллиона рублей! Такого просто не могло случиться, ведь я еще не отправлял Вам документ! Чтобы пресечь попытки мошенничества, я вынужден предпринять дополнительные меры, чтобы 3 миллиона рублей могли получить именно Вы!» Чтобы пройти проверку, мне надо было сделать заказ из каталога, вырезать и приклеить в нужном месте код «секретного документа» и для сравнения почерка на оборотной стороне бланка заказа написать предложение: «Широкая электрификация южных губерний даст мощный толчок подъему сельского хозяйства». С ответом рекомендовали поспешить, потому что выплата приза намечена на 30 сентября. Также из письма Алексея Воронцова я узнала, что стала победительницей специальной акции «В помощь пенсионерам». Хотя до пенсии мне еще далековато. Поразил самый убойный аргумент директора «НА ДОМ», почему их компания решила осчастливить 3 миллионами рублей именно меня. Цитирую: «Я обратил внимание дирекции «НА ДОМ» на клиентов, проживающих в Татарстане, так как этот регион является наиболее экономически неблагоприятным». Мне сразу же захотелось побежать на почту и сделать заказ, тем более что в каталоге увидела симпатичные легкие ажурные шторы «Жар-птица» для кухни всего за 599 рублей. Но усилием воли остановила свой порыв. Давить на жадность и жалость - известный психологический прием. Что ж, если организаторы акции уверены, что мои 3 миллиона как-то помогут поднять экономику Татарстана, я готова принять эти деньги. Со своей стороны торжественно обещаю: как только получу выигрыш, сразу же закажу шторы. Или радиоприемник для ванной в водонепроницаемом корпусе за 699 рублей. А может быть, куплю и шторы, и приемник. И еще прибор для приготовления тефтелей за 499 рублей, вещь в хозяйстве необходимую. И еще «терку-фантазерку» за 499 рублей, которая красиво шинкует любые овощи. Точно закажу. Слово любимого клиента! Хотите подарить авто - дарите уже!Но это далеко не вся история. Параллельно с увесистыми конвертами от «НА ДОМ» мне стали приходить «письма счастья» от других компаний, продающих разные товары. Схема та же: сделай заказ - получи приз. К примеру, «Книжный салон» принял решение подарить мне, как любимому клиенту, который, кстати, не сделал ни одного заказа, автомобиль KIA Sportage стоимостью 2,2 миллиона рублей. К сообщению о выигрыше авто прилагалась цветная копия паспорта транспортного средства на мое имя, полис КАСКО и чек на дополнительную премию в 250 тысяч рублей. В среду, 14 мая, машина выбранного мной цвета должна была быть доставлена прямо к моему дому. Но ни одна книга из каталога меня не заинтересовала, и я осталась без авто. 22 апреля пришла открытка-телеграмма от директора еще одной компании Сергея Полежаева. Он был лаконичен. Цитирую телеграмму полностью: «Скоро приеду, чтобы вручить вам 210000 рублей лично. Ожидайте. Сообщите удобную для Вас дату. Готовить ничего не надо. Я все привезу с собой». Я снова промолчала. Но письма продолжают приходить. В общем, бесконечная сказка про белого бычка... Интересно, какие еще маркетинговые приемы придумают организаторы таких акций, чтобы всеми правдами и неправдами продать нужные, не очень нужные и абсолютно ненужные товары? Наверняка, узнаю об этом в самое ближайшее время из новых посланий. Как говорил один умный человек: обещай только невозможное, и тебе не в чем будет себя упрекнуть.
Будьте внимательнее к юридическим «чур меня!» Прокомментировать ситуацию мы попросили юрисконсульта Татьяну Чашину:- Старую как мир поговорку «В любви все средства хороши» можно смело применить и к области продаж, заменив слово «любовь» на «продажи».В современном обществе потребителя маркетинг направлен не на удовлетворение потребностей населения в товарах, работах, услугах, а на создание этих потребностей. Но не все маркетинговые мероприятия можно назвать добросовестными. В нашем случае речь идет о персонализированной рассылке предложений покупки с обещанием выплаты призовых денежных средств на внушительную сумму с условием сделать очередной заказ продукции из каталога. Обещание дарения связывает обещавшего, если оно сделано в надлежащей форме. Согласно п. 2 ст. 574 ГК РФ договор дарения движимого имущества (денег в том числе) должен быть совершен в письменной форме в случаях, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей; также, когда договор содержит обещание дарения в будущем. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.В данном случае имеют место письма от конкретных адресатов (юридических лиц) с обещанием передать в дар денежные суммы при выполнении получателем определенных условий (покупки товара). Поскольку обещания с указанием конкретных размеров денежного приза были даны в письме, т. е. в письменной форме, а получатель выполнил необходимые действия (приобрел товар из каталога), у покупателя есть основания для обращения в суд с требованием к отправителю исполнить обещание приза.К сожалению, есть одно но: как правило, мелким шрифтом где-нибудь в самом потайном местечке «письма счастья», а иногда и с внутренней стороны конверта такого письма есть заветные для лжеобещателя слова вроде: «данное предложение не является офертой», «не является обещанием дарения» и иные заклинания собственной безответственности. На подобные юридические «чур меня!» могут указывать крохотные звездочки в тексте письма. Так что, вероятнее всего, непросто будет доказать судье, что обещание вообще имело место. Административная ответственность за подобные маркетинговые комбинации законодательством попросту не предусмотрена. Нормативные правовые акты об административных правонарушениях некоторых субъектов России (Москвы, например) еще могут содержать меры ответственности за «навязчивые действия гражданина, осуществляемые в отношении других граждан против их воли, в целях купли-продажи, обмена или приобретения вещей иным способом». При этом в Кодексе об административных правонарушениях нашей республики даже таких нет. Имеет смысл обратиться в правоохранительные органы, но под определенный состав преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, такие действия продавцов-обманщиков не подпадают. Придется еще доказать, имеет ли место мошенничество в данном случае. Я бы рекомендовала обратиться в Роспотребнадзор. Сейчас можно написать заявление (жалобу) в электронную интернет-приемную. В течение 30 дней обращение будет рассмотрено, и вам непременно ответят, а также, возможно, примут меры по отношению к недобросовестным продавцам.