Молодым в КАПО дорога и почет
news_header_top_970_100

Молодым в КАПО дорога и почет

На прошлой неделе КАПО имени Горбунова - предприятие режимное, закрытое, гостеприимно приняло делегацию журналистов. Повод для встречи был серьезный: представители прессы и руководство предприятия обсуждали наболевшую тему - кадрового голода.

То, что в КАПО строгая пропускная система, мы, журналисты, почувствовали сразу же при входе - сверка данных по списку, проверка паспортов. «Таков порядок», - извиняюще объясняли устроители приема. И попросили в цехах вести себя аккуратно - как-никак производство серьезное.

- Готовых самолетов пока нет, покажем вам, как делают крылья и фюзеляж, - провожая в 5 и 6-й цеха, объявили нам, - представите размах и контур будущей машины.

Мы, конечно, впечатлились увиденным: возле будущих крыльев трудился рабочий люд, от звуков дрелей и прочих инструментов стоял ровный гул, ритм заводской жизни был сдержанным, деловитым. Но нас, журналистов, интересовал не только рабочий процесс, но и те, кто его двигал, - сами рабочие, точнее, молодые специалисты, их, кстати, в шестом цеху больше половины численности, из 96 человек - 48 до 30 лет. В основном это сборщики-клепальщики. По словам руководства цеха, средняя заработная плата здесь 14 тысяч. Только что пришедший на производство ученик получает стипендию 3,4 тысячи рублей (в вузах так не платят!), постоянные рабочие - от 7 - 8 до 20 - 25 в зависимости от выработки и квалификации.

24-летний Рузель Бадретдинов два года уже на заводе. После службы в армии отучился в училище ?123, получил профессию сборщика-клепальщика. Вместе с работой в КАПО нашел и свою «половинку». Здесь с супругой познакомились, поженились, такая вот маленькая семейная династия.

- Может, и хотелось бы зарплату побольше, но устраивает предприятие, его стабильность. Есть соцпакет, база отдыха. Если надо, руководство всегда идет навстречу, помогает. Да и комната в общежитии большой плюс.

Поддержал своего товарища и Алексей Чернов, он трудится в пятом цехе сборщиком летательных аппаратов вот уже пять лет.

- Было бы плохо, давно уже ушел бы на другое предприятие. Да и престижно здесь работать, как-никак самолеты для страны выпускаем.

Позже, уже на встрече с руководством предприятия, генеральный директор Васил Каюмов, финансовый директор Жамиль Тагиров, директор по управлению персоналом Зуфар Миргалимов рассказали журналистам о том, что делается на предприятии, для того чтобы привлечь и удержать молодежь.

В КАПО создана целая система по подготовке кадров. После школы желающие получить рабочую профессию приходят в училище. Уже в это время ребята соприкасаются с производством, начинают вникать в него. Затем, кто пожелает повысить квалификацию, может поступить в авиационный техникум, где также много времени уделяется заводской практике. Ребята уже работают в коллективе. И заключительный этап, для тех, кто хочет получить высшее образование по потребностям предприятия, - Казанский технический университет (КАИ).

- Сейчас мы делаем основной упор на профориентацию в школах, - поделился планами Васил Кадымович, - встречаемся с учащимися, с их родителями. Наша задача - модернизировать профтехобразование таким образом, чтобы молодой рабочий после ПТУ имел отличные профессиональные навыки. Именно от этого зависит квалификация специалиста и, как результат, - зарплата. Сегодня мы вынуждены доучивать выпускника училища у себя на предприятии, и чтобы хоть как-то материально поддержать его (выработки-то в первые месяцы у него нет), доплачивать.

Что же нужно для того, чтобы профессиональное обучение вышло на современный уровень, как сейчас модно говорить, инновационный?

- Наше предприятие участвует в государственной федеральной программе модернизации системы профтехнической подготовки, - продолжил знакомить со своим видением решения задачи гендиректор. - Мы участвуем в софинансировании и поддержке 123-го училища и Казанского авиационного техникума. И если училище выиграет федеральный грант, предприятие перечислит 15 млн рублей этому учебному заведению. Деньги в первую очередь пойдут на обновление учебного оборудования, на подготовку и повышение квалификации преподавательского состава, на ту же самую модернизацию учебной программы, которая должна отвечать потребностям самого производства, чего на сегодняшний день тоже нет.

Но не только дефицит рабочих профессий беспокоит руководство. Позарез предприятию нужны специалисты среднего звена - инженеры, конструкторы, мастера. В прошлом году в КАПО приняли Положение о молодых специалистах, благодаря которому заработная плата квалифицированных специалистов вместо прежних 6 - 7 выросла до 12 тысяч рублей. Мера оказалась эффективной. Приток молодых инженеров увеличился в три раза, и если три года назад в КАПО были приняты 25 специалистов, то в прошлом году уже около 100.