Мой любимый prepod.ru

Рейтинг учителей одной из казанских школ с помощью одиннадцатиклассников решила провести наша газета.

news_top_970_100

Ее директор нашу инициативу поддержала. Она тоже знала, что в 2004 году студенты технического университета города Уфы создали сайт prepod.ru, на котором все учащиеся могли помещать комментарии о своих преподавателях. Очень быстро сайт стал пользоваться просто бешеной популярностью. Вскоре эту идею подхватили и другие города России, в том числе и Казань. На подобном нашем сайте уже зафиксировано около 2000 студенческих отзывов о преподавателях различных вузов. Все они очень разные. От «На его лекциях я хорошо высыпаюсь» до «Он гений! О сложнейших вещах говорит так просто!» Но принимающие участие в обсуждении своих учителей строго придерживаются правила: обсуждать можно все что угодно. Главное - без мата и оскорблений.

Учеников же 11-х классов мы попросили сделать следующее. Ребята должны были написать полный список предметов, которые они изучают в данный момент. А рядом обозначить место, которое присуждают тому или иному уроку. Затем нужно было написать пару слов об учителе, чей предмет они поставили на почетное первое место.

Итак, что же из эксперимента получилось? Из 89 учащихся, которые согласились составить учительский рейтинг, 49 ребят присудили первое место алгебре и геометрии. Выпускники отметили у учителя математики высокое качество преподавания, уважительное отношение к ученикам, объективные оценки и его справедливость.

Комментарий специалиста

Школьный психолог Наиля Валеева:

- Такая ситуация для школы не удивительна и не нова. Она характерна для нашего менталитета. Надо учесть, что 16 - 17-летние переживают переходный период. В эти годы они чрезвычайно эмоциональны, ранимы и чувствительны. Большую же часть своего времени подростки проводят в школе, которая пытается стать для них вторым домом. У кого же как не у учителей им искать поддержку и опору? Педагоги, особенно классные руководители, стараются стать для подростков вторыми родителями. Они их воспитывают, советуют... Всегда в курсе о каждой двойке и о каждом прогуле. Не секрет, что порой родители не знают о своих взрослых детях того, что знают о них учителя! Ребятам в этом возрасте очень тяжело. Они бывают несдержанными, грубыми, резкими, недоверчивыми. Поэтому и оценивают учителя в первую очередь не как педагога, а как человека, который рядом с ним изо дня в день. Надо отдать должное западным школам. Там с младших классов рядом с детьми психологи. Они занимаются с ребятами развивающими играми, проводят психологическое тестирование, учат жизни. Жаль, что у нас подобное общение с детьми стало развиваться относительно недавно.

По мнению многих учеников, этот педагог всегда идет на компромисс, хорошо и доступно объясняет материал и может «посмеяться вместе с нами». На втором месте (22 голоса) оказался учитель информатики, которого ученики полюбили за заботливость, доброту, понимание. И «за то, что она нас прикрывает!» Третье место поделили учителя истории (8 голосов) и физики (10 голосов). Их одиннадцатиклассники выделили за чувство юмора.

На последнем месте оказался урок татарского языка и литературы - 45 голосов. К сожалению, проблема низкого уровня преподавания татарского языка остается самой острой и актуальной для большинства казанских школ.

Как видим, на первое место в рейтинге вышли не столько профессиональные, сколько личные качества учителя. То, может ли он доступно объяснить сложный материал, а также пошутить и посмеяться вместе с учениками, а при необходимости и оценку «подрисовать».

«Наши педагоги самые лучшие, - эмоционально написала одна девушка. - Таких добрых, современных, красивых и отзывчивых учителей, как наши, нет ни в одной школе Казани! А любим мы их прежде всего за человечность».

Какого учителя любят современные дети?

Этот вопрос мы задали и психологу Карине Андреевой. Вот ее комментарий:

- Многочисленные исследования и опросы школьников показывают: требования, предъявляемые к современному учителю, мало изменились. По-прежнему ценятся как человеческие, так и профессиональные качества: доброта, чуткость, справедливость, индивидуальный подход, интеллигентность, профессионализм, требовательность, умение донести знания, широкий кругозор, творческий подход.

Разве что к образу современного учителя добавляется чувство юмора. Немаловажен внешний вид (стильность, аккуратность), «продвинутость», прогрессивность (осведомленность в современных направлениях, умение использовать достижения науки). Кроме того, сейчас учитель должен уметь не столько преподавать, сколько научить детей учиться. А это значит формировать умение правильно формулировать вопрос, ставить задачи, знать, где и как искать информацию, как анализировать и использовать ее. Также учитель должен быть тонким психологом, потому что сейчас как никогда мы понимаем - каждый ребенок индивидуальность, к которому требуется особый подход.

А вот такие качества, как лживость, невежливость, неуважение к ученикам и коллегам, манипулирование, использование учеников для достижения собственных целей, вымогательство (сознательное занижение оценок и рекомендация себя в качестве репетитора), обсуждение коллег в присутствии учеников, отнюдь не прибавляет учителю достоинств.

news_right_column_240_400