Моя белорусская бабушка-подпольщица спасла десятки детских жизней

В этом году моей бабушке, труженице тыла Валентине Вацлавне Нурутдиновой исполнилось бы 95 лет.

news_top_970_100

Она родилась в 1923 году на белорусском хуторе. В 1941-м с отличием окончила Бобруйский медицинский техникум и уже готовилась к выпускному вечеру, запланированному на 25 июня. 21 июня Валентина поехала в гости к тете в соседнюю деревню на вечеринку, где собралось много молодежи. Гуляли до рассвета. Утро было необыкновенное: солнце ослепительно сияло, пели птицы. Но внезапно в небе послышался страшный гул, и молодые люди увидели много самолетов со странными крестами. Они летели с запада, а вдалеке уже слышались взрывы... 

Валентина решила срочно вернуться в техникум. Но железную дорогу разбомбили, девушке пришлось добираться до Бобруйска пешком. На следующий день выпускники медтехникума получили задание срочно развернуть госпитали в бывших школах и учреждениях. Валентина стала работать в городской больнице. Было страшно, вдалеке слышались взрывы немецких бомб, в больницу поступало много тяжелораненых. Молодые медики работали без отдыха, порой падая в обморок от голода и усталости. 25 июня был получен приказ срочно эвакуировать раненых, немцы уже подходили к Бобруйску. Госпиталь отступал вместе с войсками. Выпускникам медтехникума выдали временные удостоверения об окончании учебы. Спасаясь от бомбежки, они попытались покинуть город, уже охваченный огнем. Вокзал и дороги лежали в руинах, пришлось идти лесом. По пути Валентина и ее однокурсницы встречали раненых бойцов, перевязывали их и делились с ними молоком, которое давали девушкам сельские жители. 

Валентина вернулась в родной город Осиповичи, где жила до учебы. Бралась за любую работу: лечила людей, принимала роды, помогала убирать в полях картошку. Партизанское подполье начало действовать в Белоруссии с первых дней войны. Старшие товарищи поставили перед группой молодежи задачу: помочь выжить в оккупации многодетным семьям фронтовиков. В этой группе была и Валентина. Юные помощники ходили к своим подшефным семьям, тайно приносили в их дома продукты, хотя знали, что немцы жестоко наказывали за такую помощь. Бабушка рассказывала, чем активнее действовали белорусские партизаны, тем яростнее вели себя фашисты. Облавы, расстрелы партизан и тех, кто им помогал, проходили постоянно. Весной 1943 года немецкие каратели сожгли всех стариков и детей в деревне Бортное, а молодежь угнали в Германию. Среди погибших оказалось много родственников Валентины.

Летом 1944 года, когда фашисты начали отступать, они стали забирать у населения детей 10 - 12 лет, откармливали их, а потом брали кровь для своих раненых. Партизаны приказали юным подпольщицам прятать детей этого возраста в лесу. В конце июня 1944 года бабушка вывела из города Осиповичи около 30 мальчиков, которых немцы держали всех вместе в одном доме. В лесном убежище они потом всю ночь опасались погони немцев с овчарками и вслушивались в каждый шорох. Вдруг в ночной тишине послышался осторожный шум шагов по проселочному тракту: на восток молча двигалась большая колонна военных в погонах. Беглецы подумали, это немцы, они еще не знали, что в Красной армии ввели погоны. Оказалось, это наши войска окружают немецкую группировку в Осиповичах. Прятавшиеся в лесу дети и девушки выскочили им навстречу, со слезами на глазах обнимали военных, а мальчишки кричали: «Ура!» 

После освобождения Белоруссии Валентина просилась на фронт, но ее не взяли. Сказали, что медики очень нужны и в ее районе. До конца войны бабушка проработала фельдшером в эвакогоспитале. А в 1947 году вышла замуж за офицера из Казани Абдула Нурутдинова, который закончил войну в Белоруссии. В 1957 году по окончании его службы семья переехала в Казань. Здесь Валентина работала медсестрой в санчасти Казанского порохового завода и горбольнице №10. Моя бабушка прожила 80 лет. У нее остались двое детей и трое внуков, которые ее любят, помнят и чтят героическую жизнь своей матери и бабушки.

news_right_column_240_400