Мусорный бизнес: приживется ли он в Казани

За рубежом никому не надо доказывать, что вторичное сырье - это деньги, и немалые. Прагматичные европейцы уже давно извлекают выгоду из твердых бытовых отходов, убивая при этом двух зайцев: получают прибыль и заботятся об экологии.

news_top_970_100

В Америке, казалось бы, самой зажиточной стране, бережно относятся к ТБО. Здесь на свалки выкидываются лишь 12 процентов пластиковых отходов. Остальное идет в дело. В Италии научились из пластиковых бутылок делать одежду и предметы домашнего обихода. Россия же живет по-царски. Почти во всех регионах в землю, то есть полигоны ТБО, закапываются миллионы рублей. И это несмотря на то, что наши специалисты предлагают интересные разработки и проекты по использованию отходов. Однако большинство из них так и остаются лишь на бумаге. У чиновников отговорка одна - у государства на эти цели денег нет.

Говорить, что ТБО в России никак не используются, было бы неправильно. В стране есть компании, специализирующиеся на сортировке и переработке отходов. Из ПЭТ-бутылок и полиэтилена, выбрасываемых на помойку и представляющих серьезную угрозу для окружающей среды, изготавливают строительные материалы, полимерные гранулы. На основе наполненных полимеров выпускают черепицу, шифер, доски, панели.

Специалисты утверждают, что использование в промышленности вторсырья экономически эффективнее, чем первичное. Себестоимость металла, стекла, бумаги и прочего, получаемого из ТБО, составляет 20 - 30 процентов от себестоимости их получения из первичного сырья, включая также затраты на их добычу, переработку и транспортировку. Но опыт показывает, что сложностей в этом деле более чем достаточно. Заводы по переработке отходов стоят очень дорого: на строительство измельчителей отходов понадобится миллиард рублей, мусоросжигательного завода - пять, завод по переработке ТБО стоит 500 млн. рублей. Редко какой городской и даже республиканский (областной) бюджет сможет позволить себе такое без федеральных вливаний.

Решение мусорной проблемы: казанский вариант

В столице Татарстана уже не первый год бьются над решением мусорной проблемы. Более года назад в Казани создали экологические приемно-сортировочные пункты ТБО, куда горожане могли за деньги сдавать макулатуру, пластик и прочие отходы. Намерения были благие: еще до попадания мусора на полигоны вытащить из него все полезное, что может пригодиться для вторичной переработки. Но экопункты не прижились, этой весной предприятие «Татвториндустрия», на чьем балансе они находились, вынуждено было отдать их в ведение муниципалитета, в группу компаний «Чистый город». Причина этому, по мнению генерального директора «ЧГ» Андрея Таврина, нестабильность, плохая организация приемки, текучесть кадров. Сегодня одиннадцать из сорока пунктов приема вторсырья, отремонтированные, приведенные в порядок, вновь возобновили работу.

Эксперимент (правда, неудачный) по раздельному сбору ТБО проводился и в Кировском районе столицы. Районное руководство сделало попытку приучить жителей сразу разделять мусор: установили контейнеры с отдельными отсеками для пластика, бумаги, стекла. По признанию главы райадминистрации Александра Сергеева, программа по использованию раздельных мусорных контейнеров пока заморожена: она не утверждена в исполкоме мэрии, а стало быть, под нее нет финансирования.

А тем временем самосыровская свалка, официально закрытая три года назад, продолжает принимать отходы миллионного города. Почти за полвека существования она выросла до 23 метров, вобрала в себя более 9 млн. тонн мусора, нечистотами отравила землю в радиусе нескольких десятков метров. По оценкам специалистов, даже после рекультивации на этом месте ничего нельзя будет строить лет 150. Сегодня сюда ежедневно вывозят бытовой мусор из жилых секторов Казани - до 30 тысяч тонн в месяц. Но полигон не резиновый. Уже сегодня мусоровозам трудно разъехаться на сужающейся день ото дня площадке самосыровской свалки. Так есть ли выход из этой тупиковой тэбэошной ситуации?

- Есть, - считает Андрей Таврин. - Планируется в начале 2008 года начать строительство первого мусоросортировочного завода в районе Заречья. Примерная стоимость 5 млн. евро. Инвестирование предполагается смешанное. Прежде чем приступить к этому проекту, мы изучили российский и зарубежный опыт. Переработка мусора - это рентабельный бизнес, надеемся, со временем эти затраты окупятся. Вторсырье в зависимости от степени очистки либо будет реализовываться переработчикам ТБО, либо на месте будем изготавливать какую-нибудь продукцию, к примеру брусчатку, которая сегодня очень востребована.

Раиля МУТЫГУЛЛИНА

Помимо непростой ситуации с утилизацией ТБО, у Татарстана есть проблемы и с жидкими отходами. Ежегодно в водоемы нашей республики сбрасывается свыше 740 млн. кубов сточных вод, которые несут около 600 тыс. тонн загрязняющих веществ, на земле скапливается более 2 млн. тонн промышленных и бытовых отходов, в воздух выбрасывается около 500 тыс. тонн вредных веществ.

news_right_column_240_400